X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Вооружена и очень опасна

Имя — Татьяна, отчество — Павловна, фамилия — Оносова. Вооружение: всегда носит с собой микрофон с портативным репортерским магнитофоном. Степень опасности: очень высокая. Бьет наповал. Энергетическим пучком — обворожительным и умным.

Коронована: 33 года в журналистике, с 1978 г. в теле-, радиоэфире ГТРК «Регион-Тюмень», последние 15 лет работает комментатором, фактически лидером литературно-художественного вещания. «Доработалась» до почетного звания заслуженного работника культуры РФ, получив «Серебряный микрофон — 97». Постоянно «висит» в радиодоме на самом видном месте — там, где отмечают лучшие радиопередачи недели.

Любимый спутник жизни — ТОН. Это студия художественных программ, где первая буква означает творчество. Работать с Оносовой — труднейшее испытание и радость. Выползаешь из студии измотанным, качаешься. Пятнадцать страниц радиосценария по книге Анны Неркаги «Молчащий» легли перед автором и ведущим — Рогачевым В.А. — в 17.00 15 мая с.г. В крохотном кабинете с Оно-совой, кроме меня, — рябь в глазах от элиты нашего театра драмы. Трижды, дважды, просто заслуженные и просто любимые Вениамин Панов, Сергей Кутьмин, Владимир Орел, Геннадий Баширов, Семен Фуксман, Татьяна Стрелюк и Ирина Тутулова. Ловят кураж перед записью, мечут громы и молнии в адрес незадачливого сценариста. Подкалывают Оносову, шпилек принесли на целую толпу. А то как скрыть волнение, как не потерять искру быстрого зажигания после реплики партнера.

Пятый, девятый дубль. Часы бьют полночь. В студии пахнет грозой. Eще бы — ровным голосом эти страницы читаются тридцать минут. Получается, что новый спектакль рождался 14 раз! Мне уже соленый пот лезет в глаза, я тихо ненавижу свой же текст… Оносова свежа как огурчик: «Жень, давай снова пленку!» Это звукорежиссеру.

В ее арсенале — сотни штучек-дрючек, чтобы успокоить артиста, коротко бросить — «вот-вот, шедевр!» Самой прочесть за кого-то. Смехом и шуткой разрядить напряжение. Уносим ноги, записав половину спектакля. Радио-дом пуст, темно, двери на замке. Фуксман спрашивает, куда идти. Идет в другую сторону. Я мельком гляжу на Оносову — ого, ей тоже досталось. Но вся творческая команда счастлива, ибо было упоение творческого боя, рождение красоты. Она изящно и энергично маневрировала нашими голосами, чтобы лишь в звуке ожило Скопище — северный поселок, зазвенели ручьи, забилась вьюга и пошли, переговариваясь, ямальцы на свое игралище.

А перед этим битый час команда разбиралась в обычаях и мифологии ненцев, спорила, где ставить ударение в слове «аргиш» (поезд из нескольких нарт). И так всегда — презрение к халтуре, скороспелой записи. Строгая любовь к творящему человеку во времени и пространстве. Огонь доброго и открытого сердца, настройка своей души на главную волну героя. Бабушкисказительницы из Новоалександровки Ярковского района, когда в долгой беседе летела ночь, и руки готовили тесто. А утром до сладкой боли под ложечкой умилил дивный запах свежего домашнего хлеба, и бабушка выдала такую серию песен, что можно было думать — вот как рождался сельский фольклор.

Любимый жанр — беседа со свободной композицией. Но такой, что в передачу вмещается вся творческая жизнь и мысли о своем деле мастера-собеседника. Недаром супермэтр и лауреат Михаил Ульянов рассказал Оносовой многое, что неизвестно столичным коллегам.

В фонотеке Оносовой — практически вся история тюменской культуры за последние 15 лет. Eе нюх на талант опережает время. Скольких дебютантов она «вывела наверх». Упорно поднимала самосознание мегионского геолога и поэта Виктора Козлова, билась с ним за его же строфы. Теперь у Козлова несколько неплохих книг.

В начале 90-х, когда тюменские писатели гонялись, чтобы взять чужую кровь на анализ «на этническую чистоту» и новое прогрессорство, Оносова не стала делить их на своих и чужих. Обходя склоки и грязь, политизированную дурь, она искала в новых произведениях дар общения через слово ради духовного возвышения слушателей.

Оносова открыла нам юганского энциклопедиста и народного философа Петра Бахлыкова, освоившего хантыйскую культуру изнутри духа и бытия древнего народа Югры. Eще в 80-е гг., задолго до признания Бахлыкова властью и писателями, она забралась в дебри Югании, и тот рассказал в большом радиоочерке про уникальную историю жизни таежной «республики».

Магия Оносовой всепобедна. В переполненных премьерных залах она красиво рассекает толпу и садится всегда в первом ряду посередине. И никто не смеет ей помешать. Актеры верят — если она пришла, значит, все будет хорошо.

Судьба Оносовой полна испытаний. Полна беспрерывных странствий, препятствия лишь подзадоривают ее. Ургушный факультет журналистики штурмовала трижды с 1967 г. Девчонка из Верхней Салды, города уральских мастеров железных дел под Нижним Тагилом, билась до победы, работала в многотиражке военного завода и готовилась «взять» Ленинградский университет. Там и получила диплом журналиста.

На ее примере лишний раз понимаешь, что значит для нас родной дом, семья. Таню по утрам будил отец, читая наизусть стихи Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Лермонтова… Деревья она сажала, сына вырастила, книгу написала. И не одну — и все про нашу творческую жизнь, судьбы наших талантов. Только точку Оносова не ставит — время, вроде бы, нелегкое для культуры в Тюмени, а она на подъеме.

Последняя удача — радиоспектакль по повести Анны Неркаги «Белый ягель». О долгом прощании северной культуры под напором урбанизированных и машинизированных пришельцев. Кому-то спектакль покажется слишком длинным. Это не так. Оносова бережно уплотнила страницы, выбрав главные мотивы — угасающий живой огонь родного очага, снежный путь к новому пределу, спасение души народа с надеждой на возрождение. Тут уже ничего не убрать, не сократить.

Пятнадцать лет Оносова ведет еще одну авторскую программу — «Нам дороги эти позабыть нельзя». Дань уважения к ветеранам фронтов и тыла, победившим в 45-м. Передача — личная боль, ибо не успела записать отцовские рассказы про его огненные дороги.

Я уже уходил в редакцию после лекции в университете. Подошел Слава Мелентьев, студент из северян. Спросил, а не я ли инсценировал «Белый ягель». Сильная вещь, в Мужах многим понравилась. Нет, Слава, не я. Eсть такой кудесник эфира — Татьяна Оносова, которая 3 июня с.г. перейдет личный «золотой» рубеж. Без страха и упрека, такая у нее достойная репутация.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта