Стоит ли стирать пыль с троллейбусов?
Eще недавно директор тюменского троллейбусного парка Александр Пискулин мечтал о новых троллейбусах — с современным электрооборудованием, с пассажирским салоном повышенной комфортности, с автоматизированной кабиной водителя. Предприятие даже вело переговоры о поставке «троллейбусов XXI века» с троллейбусным заводом имени Урицкого (ЗИУ) в городе Энгельсе Саратовской области. Прошло полгода. И стало ясно, что в Тюмени мечта об экологическом транспорте еще не скоро станет реальностью.
Новенький троллейбус стоит сейчас около 1,5 миллиона рублей. В городской казне на обновление подвижного состава транспортных предприятий денег не хватает. Даже на автобусы, которые в два раза дешевле. В прошлом году, например, на приобретение новой техники не было истрачено ни копейки, хотя это и планировалось. В этом году, по словам председателя городской Думы Сергея Сметанюка, можно будет приобрести только три-четыре автобуса. О троллейбусах и речи нет.
«А зачем нам новые троллейбусы? — спрашивает директор троллейбусного парка. — Пыль, что ли, с них стирать?» Новые машины просто страшно выпускать на линию. В городе 12 аварийных опор, которые надо менять срочно, пока не упали на голову кому-нибудь из прохожих. А всего их 120. Замена одной опоры стоит около 30 тысяч рублей. Помножьте это на 120. Сумма внушительная. К тому же на предприятии не осталось ни одного метра электрического кабеля. Во время последней аварии на подстанции в районе улицы М. Тореза работники аварийной службы контактной сети вынуждены были брать более тонкий кабель и скручивать его в три нити. Надолго ли такой ремонт? Не лучше положение и с контактным проводом. Eсли не заменить изношенные участки летом, зимой троллейбусы не выйдут на линию.
Хотя городу бы надо на троллейбусы молиться. По трем причинам. Во-первых, это — единственный у нас экологически чистый транспорт. Во-вторых, это единственный муниципальный транспорт, который перевозит все 48 (!) категорий льготников. И, в-третьих, у троллейбусов самый высокий коэффициент технической готовности. Порядка 80%. В автобусных предприятиях только 70% подвижного состава находится в состоянии «боевой готовности».
Крепенькие старички-троллейбусы еще держатся. Из 69 единиц на городские маршруты ежедневно выходит около 60, в том числе 5 — учебных. Хотя внешний вид их с годами потускнел. Корпуса таких же стареньких, но заграничных автобусов-«мерседесов» выглядят намного привлекательней. Директор троллейбусного парка Александр Пискулин мечтает теперь для своих «старичков» приобрести хотя бы новые кузова «с начинкой».