Молчащий — примета времени
Современный человек во многом живет стереотипами. Они успешно внедряются в сознание, в том числе благодаря и средствам массовой информации: внушаются с экранов телевизора, со страниц журналов и газет, льются в эфирном потоке разнообразных радиостанций. Информационный мусор, как и информационная жвачка, стал самой распространенной духовной пищей человека разумного.
В этом потоке словесного мусора живая речь, живой язык -явление довольно редкое. Настолько редкое, что привлекает особое внимание, останавливает в суете, заставляет серьезно задуматься над происходящим. Таким особым событием в культурной жизни города можно назвать и прозвучавший в тюменском эфире радиоспектакль по книге Анны Неркаги «Молчащий» (автор сценария — Владимир Рогачев, режиссер — Татьяна Оно-сова). Спектакль появился на свет благодаря творческому союзу филологического факультета ТГУ, регионального радио и тюменского театра драмы и комедии.
Своим впечатлением о спектакле поделилась профессор тюменского госуниверситета, доктор филологических наук Наталья Дворцова.
— Наталья Петровна, говорят, что радиоспектакли как форма общения со слушателем устарели. Стоит ли к ним возвращаться?
— Радиоспектакли даже на центральном радио теперь действительно создаются очень редко. Говорят, что это — умирающий жанр. Но мне кажется, что негромкая и в то же индивидуальная интонация радиоспектакля всегда будет интересна. В слушателях еще живет потребность в таком собеседнике. Поэтому с водой не стоит выплескивать ребенка.
— Почему, на ваш взгляд, авторы спектакля усложнили себе работу и выбрали для постановки произведение ненецкой писательницы Анны Неркаги «Молчащий»?
— Считаю замечательным, что радиоспектакль поставлен именно по произведению Анны Неркаги. Вот мы говорим — тюменская литература. А представьте, что Льва Толстого называли бы тульским или орловским писателем. Для хорошего писателя, на мой взгляд, даже несколько обидно, когда его называют тульским или тюменским. Анна Неркаги, так же, как и Геннадий Райшев, не узко национальное явление, это явление мирового порядка — настоящая, большая литература.
— Как бы вы определили жанр постановки?
— Спектакль — это всегда интерпретация материала. И по характеру интерпретации я бы обозначила этот спектакль как апокалипсическую притчу. На фоне всеобщего оптимистического официоза, дешевого оптимизма спектакль звучит очень тревожно. Обращает человека к тому, чем на самом деле является наша жизнь.
Главная ассоциация, которая у меня возникает в связи с этим, -пермская деревянная скульптура — явление довольно известное, имеющее мировой резонанс. Впервые восприняв идею бога, языческие племена, которых крестил Стефан Пермский, пытались передать в традиционной деревянной скульптуре образ Бога по своему образу и подобию. Христос с раскосыми глазами производит совершенно потрясающее впечатление.
Самое удивительное в этом спектакле — попытка соединить несоединимое — идею язычества и христианства. Причем не на вульгарном уровне, а с предельной искренностью и глубиной. Хотя на самом деле соединение языческого, ночного, и христианского, дневного, — опасная смесь.
— Главный герой приносит себя в жертву во имя спасения человечества. Это шаг язычника или христианина?
— Спасти экологически, этнически разрушающийся мир, по мнению ненецкой писательницы, может только идея христианской жертвы или сама жертва. Такой жертвой выступает Молчащий -сын зверя и человека. Он — продолжение природы в человеке и в то же время — образ христианского бога, которого все отдают на заклание. Анна Неркаги продолжает традицию русского писателя Виктора Астафьева, который в «Царь-рыбе» показал, как на одном крючке могут оказаться и человек, и рыба. Но Неркаги пошла дальше — показав страшное, загадочное соединение, чудовищного мутанта — человеко-природного существа — Молчащего.
— Идея конца света, апокалипсиса, второго пришествия, часто обсуждается на рубеже веков. Что нового открывает Анна Неркаги?
— Идея неведомого бога всегда актуальна на рубеже веков. Люди ждут прихода какого-то нового бога. Этой идеей мучились в конце прошлого столетия, эта идея актуальна и сейчас. Но Анна Неркаги создала совершенно потрясающий ответ на внутреннюю духовную потребность общества. Она создала этот образ — образ неведомого бога.
Современные философы по-новому представляют идею смерти бога. Бог умер, если бог молчит. Он удалился из мира. Эта ситуация экзистенциального, религиозного одиночества человека е современной культуре. Бог просто молчит — и человек предоставлен самому себе. Что ему делать? В этой ситуации в образе беспредельно разрушившего себя человека выступает человеко-зверь. Бог открывается через живую природу. В этом откровение. Человек, всматриваясь в природу, открывает лик божий.
Наш мир — постмодернистский. Это означает, что главный вопрос, главное состояние человека — мир — это неизвестно что. Человек — это неизвестно что. Искусство — неизвестно что. Душа человека — неизвестно что. Вообще неизвестно, что в мире происходит. Поиск ответов на эти вопросы стоит искать только в реальной жизни. В Молчащем есть подлинная реальность. Поэтому Анна Неркаги — писатель мирового уровня. Это абсолютно точно.
— Насколько удачно, на ваш взгляд, постановщики спектакля выразили идею автора книги?
— Радиоспектакль обращает людей к предельно важным вопросам современного состояния духа. Это очень значимо на фоне засилия массовой информации, предельно идеологизированной, политизированной и властной. Мне кажется, постановка удалась. Eе украсила и замечательная работа актеров — Вениамина Панова, Сергея Кутьмина, Владимира Орла, Геннадия Баширова, Татьяны Стрелюк, Ирины Тутуловой. Традиции радиоспектаклей, безусловно, надо продолжать.