Наезд в прямом смысле слова
Восемь лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии и лишение права управлять транспортными средствами в течение трех лет. Таков вердикт суда под председательством Юрия Бадрызлова (Центральный административный округ).
Из обвинительного заключения. Алексей Бортвин, управляя автомобилем, врезался на улице Щербакова в группу студентов архитектурно-строительной академии. Три человека погибли, еще двое ранены. Водитель с места происшествия скрылся, не оказав помощи пострадавшим.
Защита основывалась на заявлении Алексея Бортвина, что автомобиль у него был похищен и, по всей вероятности, именно похититель совершил наезд… Суд доводам защиты не внял и вынес решение, о котором сказано выше.
— Обе стороны остались недовольны приговором, — сказал Юрий Бадрызлов.
— Родным погибших «мало», осужденному — «много»?
— Мало ли — восемь лет лишения свободы? Об этом можно судить, лишь оказавшись по ту сторону колючей проволоки. Я думаю, что «там» и полгода — много. Да, ч. Ill статьи 264 имеет диапазон от четырех до десяти лет. Не использован лимит в два года? Но есть и более жестокие автомобильные преступления. Например, когда шофер бросает на переезде автобус, в котором десятки детишек… Суд не имеет права на эмоции. Суд рассчитывает. В данном случае мы рассуждали так: семь лет в соответствии со статьей 264. А оставление в опасности, когда требуется медицинская помощь (ст. 265), — до двух лет. Значит, максимум -9. Мы дали восемь лет по совокупности за преступление, совершенное по неосторожности.
Теперь вторая точка зрения: много дали.
Алексей Бортвин 13 раз подвергался наказаниям со стороны автоинспекции. Дважды лишался права на управление автотранспортом. В последний раз — незадолго до совершения наезда, в мае 1999 года, за целый каскад нарушений, в том числе и за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Понятна «жажда крови» у потерпевших. Но и мы не установили смягчающих вину Бортвина обстоятельств. Не нужно путать характер содеянного и оставление без помощи.
Да, нетумысла наезда. Но есть преступная небрежность. Водитель даже не применил экстренного торможения. Водитель проявил трусость и сбежал с места преступления.
— А если бы он не покинул места происшествия ?
— Eсли бы?.. Гм… Видно мужика в рогоже, а попа в одеже… Тогда наказание могло быть существенно ниже… Мы определили возместить материальный ущерб и моральный. По 100 тысяч семьям погибших и по 50 — травмированным… Я повторюсь — восемь лет, это немало.
— Отчего же вы не приняли версию, что машина была угнана?
— Мы рассмотрели ее. Но, обратите внимание, мы имеем дело с человеком, постоянно нарушающим правила дорожного движения. 13 зафиксированных наказаний! Второе — вызнаете, когда он заявил «об угоне»? Через 20 часов после того как были сбиты студенты. Когда экспертиза уже не может установить наличие алкоголя в организме. ГИБДД разыскивала владельца автомобиля-убийцы дома, а он скрывался у родственников. Словом, у меня нет оснований считать, что мы вынесли неправосудное решение.
Судья Бадрызлов не сомневается, что приговор будет обжалован, но свой долг, считает, он исполнил.
Сегодня мы гадаем, что было бы, если бы… А трех молодых людей уже нет среди нас. Eще одному, вероятно, придется восемь лет отбыть в заключении.
Между тем каждый и каждый’ час, а возможно, и минуту очередной водитель наступает, точнее, наезжает на те же грабли. Самое обидное, когда образцом правонарушений становятся люди из структур, охраняющих право.
Вот лишь два маленьких примера, случившихся во вторник.
Утром на перекрестке Первомайская-Герцена темно-зеленая новенькая «волга» с милицейскими номерами в правом повороте буквально рассекает на скорости пешеходов, идущих на «зеленый».
Несколькими часами позже «девятка» с ямало-ненецкими номерами и двумя «гангстероподобными» молодыми людьми в салоне проходит под «красный» перекресток Ямской и Полевой. В ответ на замечание вашего корреспондента (встретились у следующего светофора) один из «гангстеров» щегольским жестом достает лакированное удостоверение с буквами МВД РФ на обложке.
Комментарии? Они в монологе судьи.