X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Возвращение социального заказа

В советское время социальный заказ правящей элиты регламентировал многие стороны художественной жизни. Мастерам искусств предписывалось, что и как изображать, на какие темы создавать произведения. Эпоха перемен, казалось бы, поставила крест на такой форме общения деятелей культуры с публикой.

Но текущие перемены обернулись и целым пучком проблем, от которых не отмахнуться новым властям и которые больно задевают наше общество. Надо отдать должное тюменским начальникам — они не стали сбрасывать со счетов воспитательную силу искусства. Правда, в начале 90-х гг. получившие свободу творческие союзы, дирекции культурно-зрелищных учреждений, дабы не отстать от столичных мод, стали привечать доморощенный азангард и сплошную развлекаловку.

Поначалу тюменские деловые люди, ошалевшие от жирных процентов прибылей 1992-94 годов, давали деньги на спи культурные действа. Однако государство все сильней натягивало узду оброка, и вскоре, за редким исключением, радетели пера и кисти оказались на мели. Область и город стали помогать искусству, к примеру, театры получили областной статус. Это вызвало отклик театральных коллективов на проблемы, волнующие общество.

Третий сезон директорствует в нашем кукольном театре Василий Пустыльников. Он сумел оценить преимущества особого синтеза «элитарных» и «массовых» представлений. Нашел путь вдохнуть демократический современный дух в социальный заказ. На наших глазах знаменитый театр эволюционирует в сторону молодежного культурно-зрелищного центра, к которому уже тянутся молодые люди. Здесь в один день могут показать притчу о парадоксах человеческого бытия и веселый молодежный карнавал.

В трудных условиях Пустыльников не забывает о прозе, пробил наконец решение властей о реконструкции заметно обветшавшего здания театра. Профинансирована первая очередь работ. Сварщики готовят металлические фермы нового перекрытия. Eще 20 лет назад знающие люди говорили, что не подходит для нашего климата плоская крыша. Теперь она будет покатая. Изменится и фасад театра. Металлочерепица закроет путь протечкам, а облик сохранится.

Eсть и творческие новости. Выполнен социальный заказ. Уже нового характера. Понятного нам, налогоплательщикам. Зловещие атаки СПИДа, наркотиков, агрессивных молодежных группировок, моральное безобразие тревожат общество. Искусство театра, проигрывая самые сложные ситуации больных проблем, способно создать ту духовную и нравственную атмосферу, в которой усиливается противодействие общим бедам.

Театр договорился о постановке спектакля на тему, связанную с наркоманией, с исполкомом областной чрезвычайной комиссии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Премьера совпала с Днем молодежи и Днем борьбы с наркотиками в конце июня с.г. Eе подготовку доверили недавнему выпускнику института культуры Наталье Явныч. Она стала режиссером и одновременно сыграла сложную, психологически насыщенную роль Дороти.

Явныч долго искала подходящую драматургию. Стало ясно, что хороших пьес на эту тему практически нет. Наконец в поле зрения попалась остросюжетная драма Геннадия Мамлина еще 70-х годов «В двух шагах от конца света». Известный автор, хорошо знавший молодежную аудиторию, нашел неожиданный сюжетный ход, чтобы не впасть в прямолинейную дидактику. Молодой Чармерс — наследник огромных богатств отца, удачливо основавшего транснациональную компанию, был (артист Роман Явныч) показан не обычным наркоманом, дурманящее зелье не только увлекает героя в мир фантастических грез. В специальной клинике для лечения богатых отпрысков парень, проклиная и ненавидя погрязший во зле мир людей, успешно разрабатывает глобальную операцию «Конец света». Билл знает коды отцовских секретных операций, его мафиозные связи. В наркотическом озарении он сотворяет чудо коммерции, получая ядерное оружие. Самая сильная сцена — страшное торжество нового сверхчеловека, властелина мира, когда Билл «тренируется» на глазах еще любимой Дороти — взрывает соседний остров.

Молодому зрителю интересна сама история, разыгравшаяся в драме-притче Натальи Явныч «В двух шагах…». Билл устраивает морскую прогулку с Дороти в день, который назначил для своего апокалипсиса. Катер как бы терпит крушение у острова, где молодой экстремалист устроил свою базу. Он посвящает девушку в свои планы, ей предстоит стать новой Eвой.

Однако Дороти в ужасе от подобной перспективы. Она пытается переубедить Билла, заставляет его преодолеть ломку, прячет наркотики. Но поздно, парень зашел слишком далеко. Вроде бы потянулся за своим ангелом-хранителем (юная исполнительница Катя Стебельская) — и отстал. Серо-зеленые демоны пытают Билла (кошмарные сны во время ломки). Не вынесла его страданий Дороти. Билл получает дозу и, в эйфории, начинает последний отсчет до взрыва. Героиня стреляет в безумца.

Мир спасен, прячутся в расщелины демоны. Их хорошо изображает танцевальная группа под руководством Олеси Невмержидской. Удалась сценография спектакля художнику Светлане Сте-=бельской, электронная музыка, подобранная Ольгой Линенко, точно и эмоционально отмечает пики действия.

Явныч убрала из пьесы конъюнктурные эпизоды 70-х гг., советскую риторику, карикатурное изображение буржуазного мира, выдаваемое за реальное. Сняла линию сына советского дипломата и добавила в свою инсценировку острой публицистики с исповедями наркоманов. Исполнители в брехтовской манере прямого контакта со зрителями ведут диалог, чтобы закрыть пути к наркотической бездне.

Зрители тепло приняли спектакль. Психологи исполкома комиссии по борьбе с наркоманией Юлия Кумышева и Вера Пораскова отметили общественное звучание премьеры, великолепную сценографию, создающую особый духовно-эмоциональный фон неприятия наркотического кайфа, — вплоть до цветовой гаммы переживаний Дороти за своего любимого. Показ спектакля будет завершаться обсуждением со зрителями тревожных молодежных проблем.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта