У тюменской рекламы почерк старухи Шапокляк и масса комплексов
Задела за живое дискуссия о тюменской рекламе, которая разгорается в «Курьере». А тут еще масла в огонь подлила Аннушка Б. — не булгаковская, наш культуролог.
Во-первых, она стукнула меня газетой по голове, во-вторых, резко отказалась оценить городскую рекламу. Вынесла резюме: «Когда я все же натыкаюсь на эти «шедевры», у меня начинается диарея. А имодиум стоит дорого!»
Недавно из Сургута приезжал по редакторским делам хороший прозаик Боря 3. На улице он внезапно замер и, округлив глаза, выпалил: «Ну дает Тюмень! Уже бордели открыли!». Я посмотрел туда же, куда он, и увидел странную, вроде бы голую деву в напряженной позе. А ножки, бедные ножки, какой-то маньяк вытянул ей так, что можно их было использовать вместо электровилки. Приглядевшись, мы поняли, что это реклама дамского белья. Правда, само белье было малозаметно.
Тюменская уличная реклама в большей части своей лишена шарма, изюминки, страшно далека от покупателя и современного европейского дизайна, хотя шибко продвинутые деятели многих опусов (такими они себя считают) думают наоборот. Свой дурной вкус они прикрывают словесной завесой из калек Интернета, глянцевых журналов и виртуального мейстрима. Ясное дело, что эти лихие ребята обзавелись сертификатами — золочеными свидетельствами на право вести свой доходный промысел. Пока они процветают и навязывают свои проекты деловым людям-заказчикам. Только вот обороты новых хозяев жизни еще далеки от западных коллег, поэтому серьезно заниматься организацией своей рекламы им недосуг.
Молодые коммерсанты во власти пошлой масскультуры, попсы. А коли им сказали, что эпатирующая сексапильность возбуждает потенциального покупателя, то они бросают исполнителям — сделай мне покруче! Вот почему на наших улицах мелькают подделки под обложки детективов и ужастиков, боевиков и любовных романов, под кадры из видеокассет, телешоу.
Из женских прелестей тюменские рекламщики почему-то предпочитают «филейную» часть. А когда ее накладывают на земной шарик, вспоминаешь великого Зигмунда Фрейда, его анализ психопатических комплексов. Такая комбинация возникает у тех, ктотомим тайным желанием чрезмерных форм после реального позора в сей позиции. Или в возрасте юношеского гиперсексуализма увидел ч телевизоре ночной репортаж с д:?я рождения Богдана Титомира, игравшего в ресторации половую сценку с сильно надутой куклой-красоткой как раз с обратной стороны женской «луны».
Суть рекламы — завораживающее воздействие на обывателя, искусная подача товара, вызывающая острое желание купить его. У нас же подобные картинки уменьшают, по моим расчетам, число покупателей процентов на десять. Довольны лишь озабоченные «комплексатики», их сексуальные фантазии удовлетворены.
В нашем разговоре мы часто сбиваемся на моральные рассуждения. Бесполезно, в любом учебнике по рекламе можно прочитать, что она принципиально аморальна. Исключая социальную, научно-популярную и художественную рекламу. Торгово-коммерческая реклама бесстыдно, но красиво врет, ибо знает — много людей хотят обмануться.
Все эти заполонившие Тюмень «колы» — из той же оперы. На самом деле они — лимонадные напитки. И если бы наши деловые люди заглянули в старинные отечественные рецепты, то появились бы особые квасы, сбитень, медовуха, черемуха (не газ!) и прочая. Да навар мал, выгодней торговать чужим. С «химией», лимонной кислотой, не думая, что станет через год-другой с зубной эмалью, слизистой желудка. «Зеленые» на Западе давно говорят об опасной реакции для человека синтетической «колбы» с содержимым.
Мода, низкий уровень культуры, малые доходы толкают обывателя взять разодетую, как новогодняя елка,»колбу» или пакет с соком. Дикому капитализму — дикие нравы. Вот и стоят сиротливо на полках невыразительные стеклянные банки, да еще большей емкости, с экологически чистыми и полезными и разлитыми в Тюмени соками. Морковно-яблочным, из черноплодной рябины. Но цены высокие, налоговые удавки и издержки производства не дают конкурировать с чужаками. И нет денег на раскрутку.
В Eвропе реклама давно остепенилась. Eй предписаны юридические нормы. Их у нас нет. Местные власти — «сам с усам». Снова появились з Тюмени «ответные удары» п сигарет. Такая реклама в Eвропе есть, но в специально отведенных местах, для кислотного молодняка, «продвинутой» молодежи и озабоченных персон.
Мэрии с этого дела получают хороший доход. Общая реклама там едина в своем многообразии, индивидуальна по стилю и все больше вписывается в гармонию окружающей среды. Лидирует направление на красоту, эстетику городского быта. Товарный прицел затушевывается, но так, что покупатель узрит то, что нужно ему. Бездарный хаос тюменской уличной рекламы мешает торговле, в лучшем случае, оставляет нас равнодушными. Все равно эти «продвинутые» образцы не дотягивают до вкусных плейбойных картинок ночного канала на ТВ-6. А может, старуха Шапокляк тоже получила сертификат на рекламное дело и бегает в сумерках по нашим улицам, развешивая шедевры своих доморощенных учеников? Хотя есть и у нас свои таланты. Но не шибко востребованы. В начале 90-х часто видел рекламные работы Якова Афанасьева, сейчас нет. Да и Запад — не предел. Уже многих тюменцев раздражает настырное обилие синих и красных палат и палаток на улицах, знаменующих торжество двух сладководных транснациональных компаний. Явный перебор и подтверждение правоты слов академика Лихачева: «Это хорошо, что мы обратились к опыту западной жизни. Но зачем брать оттуда столько плохого?»