Забыт ли Герострат в нашем кукольном театре?
В Тюменском государственном театре кукол и масок подведены итоги 54-го театрального сезона. Он стал еще одним спектаклем -для внутреннего пользования. С очень длинным названием: «Невидимые миру слезы, или Закулисное коварство и любовь с женитьбой Ивана-дурака на золотой рыбке, которую засвидетельствовали Красная Шапочка и сытый Волк вместе с козлищами и зайчищами».
Все смешалось и осложнилось в минувшем сезоне. Он открылся премьерой в октябре прошлого года. Постановщик, тогда еще главный режиссер театра, Григорий Гольдман органично и ново соединил две таинственно-мистические маленькие трагедии Пушкина — «Дон Гуан» и «Пир во время чумы». Поставил все же в Тюмени спектакли «большого стиля» с пластикой, трансформерами декораций, игрой актеров живьем и с куклами. «Ох, -говорил я Григорию, — больше света и осторожней». Но запредельные мотивы увлекли его. Пожал он руку Командору, прохрипел про то, как тяжела она, и рухнул в адово пламя. А там наши «командоры» усадили его на «битое стекло» и отправили в отставку. Труппа не возражала… Тем более что в декабре истек срок контракта с Гольдманом, и после разговора в дирекции его не стали продлевать.
Вот тебе и пир, и Дон Гуан. Помните, премьеру швейцеровских «Маленьких трагедий» Центральное ТВ показало в июле 1980 г, с блестящей трагической игрой Владимира Высоцкого в роли Дон Гуана. Вскоре великий актер покинул наш мир. Ушел со сцены и тюменский спектакль.
Оставшись без главного, театр сумел сохранить основной репертуар, дополнил труппу способной молодежью. Из нее удержались лишь двое — семейная пара Роман и Наталья Явныч. Другие ребята столкнулись с грубой прозой актерских буден. Пока театру не до Гамлета и Хлестакова. В трудной работе надо выживать и готовить сцену для нового взлета, дабы вернуть славу сезонов 70-х и 80-х гг.
Поиски главного продолжаются. Говорили, что не зря у нас появился Александр Ярилов с небольшой командой. Поставил пару вещей для дошколят и младших школьников. Но оренбургское «ярило» Тюмень не осветило. По идее директора театра Василия Пустыльникова, в репертуаре необходимо иметь до пяти спектаклей малой формы — этакую выездную модель для временных площадок, клубов и школьных залов. Замысел оправдался, хорошо прошли апрельские гастроли в Ишиме, постановки в школах, в летних лагерях. Но на основной сцене «чемоданная» сценография терялась в большом зале, небольшие куклы показывали последним рядам «фигу с маслом».
Говорили, что были переговоры с известным мастером Сергеем Кузиным, работавшим главным режиссером театра в 1990-1996 гг. И сейчас многие помнят его «Лысую певицу» по Ионеско, гоголевскую «Женитьбу». Блистала там и заслуженная артистка РФ Ирина Кузина. Но пока возвращение Кузиных откладывается.
И все же театр выстоял, Пустыльников расширил зону действия. Обретают плоть контуры молодежного театра. Появились вечерние программы, конкурсные показы, концертные постановки. В целом в сезоне смогли выдать пять премьер. Вполне профессиональных — настоящих рабочих лошадок, не портящих репутации.
Пережил театр и коварный удар на втором областном фестивале в марте с.г. Жюри «не заметило» показ «Сказки о рыбаке и рыбке» в постановке Гольдмана. Странную позицию озвучила московская критикесса Eвгения Розанова (председатель). Мол, надоело смотреть на конъюнктурное обилие юбилейных постановок по Пушкину. Целый месяц потом приходили в себя наши актеры после такого ледяного душа.
Под занавес сезона Наталья Явныч поставила социальную драму для юношества, в остро художественной и публицистической форме повела с тинейджерами диалог о наркомании. Такой выбор обнадеживает и достоин продолжения в новом сезоне.
В начале лета директор Пустыльников пробил другую брешь — начал капитальный ремонт и реконструкцию обветшавшего здания. Новая крыша надежно прикроет театр. Это символично. Глядишь, всколыхнется и творческий дух. Приметы есть. Думаю, неспроста в театре появился режиссер Вадим Дегтерев, наконец-то получивший диплом питерского вуза. Eго тюменцы знают по шумной постановке трагифарсовой «Комнаты смеха для одинокого пенсионера» в «Ангажементе».
Дегтерев ставит мифологическую версию по мотивам индийского эпоса под названием «Канакапури», Текст написала знаковая жрица московских тайноведческих тусовок Людмила Улицкая. Что ж, последим за перевоплощением душ, мистическими диалогами богов и людей, насытимся энергетикой далекого и многомудрого Индостана. Над куклами увлеченно работает охочая до всяких запредельных откровений Ольга Трофимова, Искусный художник из нашей новой волны, докатившейся до плоских берегов Северного моря.
Eще Пустыльников договорился о возможном приезде громокипящего кудесника прежних сезонов в театре Анатолия Тучкова, Он обещает потрясти нас в декабре новыми приключениями повзрослевшего Чебурашки. По слухам, мэтр Василий Лазарев будет играть вредину-старушку Шапокляк и бесстыдно ходить меж рядов, собирая со зрителей дань для Чебурашки. А тот расскажет свежие анекдоты про Вовочку. У Николая Тарасова это хорошо получится.
Но самая главная радость для всех поклонников театра — Пустыльников убедил инстанции, выделены средства на участие нашего театра в традиционном знаменитом VIII фестивале кукольников Уральской зоны в Челябинске осенью с.г. Она и сейчас остается лидером российского искусства в этой сфере. В сентябре в Тюмень должен приехать мэтр из Минска Алексей Лелявский. Он будет восстанавливать свой чудо-спектакль. Сказочно красивого и фантазийно богатого андерсеновского «Соловья». На конкурс. Нет, дорогие мои, не такой характер у нашего кукольного, чтобы забыть своего Герострата. Он малость покуражился в театре, попугал, но поджигатель посрамлен, фокус неудался. Дурной славы не будет, ведь и в прежние годы театр семь раз взлетал к новому солнцу.