X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Платья и материалы от Ламановой

До недавнего времени русский модельер Надежда Петровна Ламанова в отечественной литературе упоминалась лишь как выдающийся мастер советского бытового костюма и родоначальник школы советского моделирования, создатель школы театральных художников.

Как будто слава пришла к ней после победы на Всемирной международной выставке в Париже (1925 год) — благодаря коллекции «Только новое, только простое и удобное». Словно биографы совсем забыли, что к моменту октябрьских событий 1917 года мастерская Ламановой в Москве существовала уже более 50 лет, где одевался местный бомонд. Имя ее хозяйки значилось в афишах МХАТа и — единственное из русских мастеров — упоминалось журналами в одном ряду с Бортом, Дусе, Пакен. В ее доме мод устраивал свои дефиле знаменитый Поль Пуаре, приезжавший в Россию в 1911 году. Петербургский свет, для которого посещение показов и чтение модных журналов стало признаком хорошего тона, щеголял в «именных платьях» мастерицы, удостоенной высочайшей чести называться «поставщиком императорского двора».

«Несмотря на прижизненную славу, и о самой Ламановой, и о ее работах нам известно очень мало. Платья пропали в водовороте событий, театральные костюмы истлели, эскизов она не рисовала. Остались лишь скупые воспоминания современников, несколько туалетов в собрании Эрмитажа, — пишет Наталья Бялик. — И еще один удивительный портрет работы Константина Сомова, выполненный в скрупулезно-реалистической манере (за что был прозван «фишеровской фотографией»), позволяет нам прикоснуться к творению великого русского модельера. Красавица Eвфимия Павловна Носова показалась художнику {более чем равнодушному к женскому полу) интересной натурой: «Очень нарядная, хорошего вкуса при этом. Сидит она в белом атласном платье, украшенном черными кружевами и кораллами, оно от Ламановой». Затем «был в ложе Носовой, которая была одета снова умопомрачительно, и снова Ламановой — голубое яркое атласное платье, вышитое шелками перламутровых цветов с розовыми тюлевыми плечами».

Ламановой были подвластна и стилизация под античность — в лучших европейских традициях, когда легкие прозрачные туники перехватывались широкими бархатными поясами и в контраст невесомой фактуре ткани — шелковой, атласной — покрывались тяжелой вышивкой из бисера или стекляруса. Она создавала платья в «домашнем» русско-византийском вкусе, с его любовью к декоративности и украшательству — камнями, жемчугом, кружевом. Такие наряды хорошо вписывались в интерьеры, перегруженные мебелью, картинами в золоченых рамах, с тяжелыми портьерами с бахромой и павлиньими перьями.

Стиль модерн, играя с легкими струящимися тканями — шифон, газ, тюль, — позволял Ламановой использовать принцип многослойности, который так полюбила современная мода. Ценители «классической простоты и простой элегантности» (а именно так современники описывали туалеты от Ламановой), несомненно, существуют и сегодня, выбирая стиль деловой женщины. Может, потому имя и творения величайшего русского модельера не ушли в забвение, а интерес к истории, коллекционированию русских костюмов все возрастает.

Набирает обороты индустрия высокой моды и в нашем городе. Не случайно искусствовед Тюменского дома моделей и одежды носит псевдоним, который ко многому обязывает, — Надежда Ламанова.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта