Новогодний чудо-остров Анатолия Тучкова при школе злословия Аркадия Каца
Пока держат паузу местные мэтры драматических и кукольных дел, премьерные овации декабря достаются приглашенным знаменитым режиссерам. Две премьеры в минувшую пятницу! Кошмар для вашего обозревателя.
В театре кукол и масок чародей и тонкий игрок в сказочных мирах, режиссер, чье имя все 80-е и 90-е гг. неизменно поминается в десятке ведущих режиссеров кук-арта, Анатолий Тучков, заслуженный деятель искусств РФ, блеснул постановкой праздничного шоу для юных тюменцев. В театре драмы и комедии не менее маститый и заслуженный, недавно рижанин, ныне вахтанговец Аркадий Кац неплохо отточил сатирические стрелы и туго набил ими комедийный «колчан», заведенный в XVIII в. англичанином Ричардом Шериданом под названием «Школа злословия». Комедия нравов. Одна из вершин мировой драматургии. Модель светского общества, грязная лохань под крышкой добродетели. «Солдаты удачи» — только в постели…
Вперед, за Шериданом — в 1777
Поколдовав над классическим текстом (бережно!), Кац органично вписал его в 2000 г. Скажу прямо, люди не изменили своим привычкам. Нынешнее светское общество и то (минус 223 года) в прекрасных отношениях друг с другом. Одна из распространенных, слабостей человечества — понаблюдать за себе подобными в неловких ситуациях. Иногда поучительно. Режиссер тут как тут, актеры тоже.
В России «Школу» ставили с 1793 г. в переводе отца братьев-декабристов Ивана Муравьева-Апостола. В основном ставили в социально-психологическом ключе, соблюдая «англицкий» колорит.
Кац умен и изобретателен. Декор из модного ныне стиля поп fiction, этакие пластинки-окна с темными линиями граффити, напоминающими перегородки в особняках века Просвещения.
Осовременив текст, Кац оставляет на сцене главные линии сюжета: историю братьев Джозефа и Чарльза Серфэсов и историю сложных отношений сэра Питера Тизла и леди Тизл.
Обе линии пересекаются в лукавом поединке с намеком на явление добродетели. «Сладкоречивый плут» Джозеф вначале кажется «человеком высоких чувств», а Чарльз — отпетым мотом. Джозеф клевещет на брата, пытается «перехватить» его невесту Марию, соблазняет жену сэра Питера. Тут Кац не ошибся, связав в любовном треугольнике Джозефа (артист Сергей Осинцев), Марию (Татьяна Телегина), Чарльза (Михаил Заец). Им так хорошо переигрывать друг друга. И сэр Оливер Серфэс, дядя-благодетель из Калькутты (заслуженный артист РФ Вениамин Панов), увлечен этой игрой, пытаясь выяснить истинное лицо племянников. Эх, если бы заговорщикам, выводящим братьев на чистую воду (персонажи Панова, Рюрика Нагорничных, Куцана, Андрея Волошенко), дали развернуться! Но маневр ограничен. Ширма падает, вчерашняя провинциалка леди Тизл, «выйденная» замуж за ворчливого пожилого холостяка, очарованная клубом сплетниц и речами Джозефа, молча, разглядывает мужа… Артистке Марине Слепневой лучше молчать. Джозеф скажет, а Осинцев покажет… Чарльз очистится, продав неузнанному дяде портреты предков, кроме сэра Оливера. Артист Геннадий Куцан (сэр Питер) начинает «петь», пороки смываются с него и жены, он знает теперь, кто есть кто. Школа злословия и его воспитала, не надо перебора в ревности. Тут Слепнева и Куцан смотрятся хорошо, эти испытания даруют Тизлам нежность и любовь. По органике Куцану подошла бы Татьяна Пестова. Однако на этот раз и Пестовой, и заслуженной артистке РФ Анте Колиниченко велено играть второплановые роли. Распалять конфликт и давать героине Слепневой уроки злословия. Актрисы вяжут свои сети мастерски.
Публика принимает спектакль хорошо, профессионализм и творческая отдача всего ансамбля дают себя знать. Постановка начинает раскручиваться. С первой подачи вошел в игру Владимир Ващенко — Снейк, мастер подметных писем, дорожащий репутацией порочного человека. Только без него не обойтись — ни грязным, ни чистым. Всегда найдутся желающие заплатить за правду в два раза больше, чем за ложь. Не бойтесь школы злословия, учитесь. Дабы уберечься от ее плодов…
У Тучкова родился полно метражный новогодний спектакль — доброе напутствие юным тюменцам в новый век. По традиции детский театр обречен на праздничную «окрошку» по случаю красных дат календаря. Тучков прервал эту традицию.
Сценарист Сергей Трегубов написал детский вариант «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Тучков доработал материал, получился выразительный портрет новогоднего действа — «Новогодняя фантазия» с попурри композитора Валентина Демина, сумевшего переиначить песенные хиты недавнего прошлого. Балетмейстер Eлена Бакланова удачно раскрасила их танцами. Сценограф Сергей Перепелкин переиначил малые формы русского модерна в особую морозную фантазию на оконном стекле.
На сцене — дворец Нового года с троном — волшебными часами. На них вместо цифр — символы любимых сказок: «Царевна-лягушка», «Буратино», «Красная шапочка». Ради встречи Нового года предстоят нелегкие испытания героям света — Василисе Прекрасной (Лариса Шереметьева), Бабушке (Людмила Удалова), зайцам Зинаиды Береговой и Альфии Загретдиновой. Сильна и злая сторона: Кощей Бессмертный (Василий Лазарев), Баба-Яга (Береговая), Волк (ну очень хорош Роман Явныч), Карабас-Барабас (колоритный демон у Николая Тарасова), Дуремар (Дмитрий Газетов).
Не до интриг Хозяину харчевни (Лариса Нагорничных), кулинару надо угодить всем. Сюжетные склейки отданы Ворчуну (Юрий Федоров), Рыжему (Наталья Явныч) и Белому (Борис Поткин) клоунам. Недавний дебютант молодой Поткин удачно вписался в ансамбль.
Троица ведунов во главе с Федоровым накаляет интригу, стремясь, чтобы борьба шла не понарошку. Но северное сияние приближает выход Деда Мороза (Лазарев) со Снегурочкой (Шереметьева). Они успели вовремя.
Взмах волшебной палочки, и наш мир в 2001-й раз стал добрым и светлым. Пусть на несколько дней, ведь и актеры, и зрители знают — от нас самих зависит, чтобы этих дней в новом году было побольше.