Остров сокровищ по имени Фаберже
Фаберже — блестящая легенда, ощущение роскоши драгоценных камней, память о кровавых играх истории.
На вопрос, что появилось раньше — яйцо или успех, можно ответить однозначно: после выполнения первого пасхального яйца для Александра III в 1885 году, последовали заказы на остальные девять, которые император вплоть до своей смерти в 1894 г. каждый год на Пасху дарил своей жене Марии Федоровне. Затем были выполнены еще 44 — для Николая II (в период между 1895 и 1916 гг.), баловавшего вниманием и мать, и супругу.
До наших дней дожили 45 яиц, десяток из которых осел в Оружейной палате Кремля. Остальные советские комиссары благословили на эмиграцию через торгсины, скупки и ломбарды. Серия пасхальных яиц — самый грандиозный проект, которым мог бы похвастать российский ювелир. Материального благополучия он явно не сулил, поскольку надолго отвлекал лучших мастеров и требовал дорогостоящих вложений. За готовые изделия венценосные особы тоже не спешили рассчитываться. Но именно высочайшее одобрение являлось лучшим протеже и открывало дорогу на престижные выставки.
Один из основных постулатов изготовления «милого пустячка» — вещь на рубль стоимости, но на тысячу — работы — не просто гарантировал высокое качество, но и уважение к клиенту. Другой залог успеха — постоянное обновление ассортимента в соответствии с изменением вкусов и моды. Eсли вещь не реализовывалась в срок, она безжалостно шла на переплавку. Делать непродажные вещи «для витрины» было слишком большой роскошью.
Князья, восточные владыки, бароны и императоры, миллионеры и звезды сцены обращались в дом Фаберже. И хотя в России было несколько крупных фирм, у подъезда скромной ювелирной лавки на Большой Морской в Санкт-Петербурге толпились состоятельные граждане. Открытие фабрики в Москве стало связующим звеном с провинцией, проложив путь к сердцам массовых покупателей. Людям прививался хороший вкус и «нескучная новизна», даже если вещь создавалась в стиле «нео» — новой классики благоговейного ретро, но при этом учитывались все тенденции современной моды. Шкатулки, сувениры, украшения, портсигары и рамки для фотографий -функциональные, полезные в быту вещи расходились «на ура».
Мы вспомнили об этом сегодня не только из-за приятной предновогодней подарочной суеты. Знатоки отмечают удивительное сходство между успехом Фаберже при их первом появлении перед восхищенной российской публикой и тем энтузиазмом, с каким к ним относятся сегодняшние нувориши и коллекционеры. Композиции из золота, эмали и драгоценных камней были предложены россиянам как раз в ту пору, когда общество, скучающее и разочарованное, оказалось наиболее восприимчивым к новизне и блеску. Вместе с тем наиболее чуткая его часть уже была всерьез обеспокоена будущим своей страны.
***
фото: