Когда знакомая подлодка из глубины придет домой?
(Хроника подводных катастроф)
Уходит в прошлое XX век. Век прикосновения человека к тайнам глубин мирового океана. Все было на этом пути: достижения и катастрофы.
Августовская трагедия атомной подводной лодки Северного флота «Курск» имела большой общественный резонанс. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и США происходили и раньше. Однако трагические происшествия в океанских глубинах были скрыты завесой строжайшей секретности. Лишь после недавних событий в Баренцевом море всплыли на свет данные, позволяющие представить хронику подводных аварий и катастроф.
Остается добавить, что все сведения о перечисленных ниже происшествиях с АПЛ не составляют ныне государственной тайны.
Первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» сошла с американских стапелей 17 мая 1955 года. 15 сентября того же года на заводе № 402 в Северодвинске заложена первая отечественная подводная лодка К-3 с атомным реактором. Противостояние советских и американских АПЛ началось с первых походов в моря и океаны.
Первая авария с атомной лодкой произошла у советских подводников. 18 июня 1961 года в Атлантике на борту атомной подводной лодки К-19 разгерметизировался контур первого реактора. Вспыхнул пожар. Подчиненные капитана 1 ранга Николая Затеева устранили аварию ценой жизни 11 членов экипажа. Лодка благополучно вернулась на базу.
10 апреля 1963 года потерпела катастрофу американская подлодка «Трешер» («Морская лисица»). Все 129 подводников с командиром Д.Харви погибли в лодке, раздавленной толщей Атлантического океана.
21 мая 1968 года юго-западнее Азорских островов пропала без вести атомная подлодка ВМС США «Скорпион» с экипажем из 99 человек под командованием Ф. Слейтона.
7 марта 1968 года советская АПЛ К-129 («Гольф-М» — по терминологии НАТО) под командованием капитана 1 ранга Владимира Кобзаря в 750 милях от Гавайских островов столкнулась с «американкой» «Суордфиш». К-129 погибла с экипажем из 98 человек. В 1974 году американцы попытались поднять ее с глубины 5700 метров. Но им удалось достать на поверхность лишь носовую часть. Другая часть корпуса осталась на дне океана.
24 мая 1968 года. Во время боевого похода на подлодке Северного флота К-27 капитана 1 ранга Павла Леонова загорелся левый реактор. Экипаж получил облучение, но сумел всплыть и вернуться на базу.
12 апреля 1970 года из-за сильного пожара на борту в Бискайском заливе ушла на вечное погружение К-8 (по американской
классификации — «Новембер»). Командир лодки капитан 2 ранга Всеволод Бессонов организовал спасение большей части экипажа через торпедные аппараты, но сам погиб. Он стал первым «атомником», получившим Золотую Звезду посмертно.
1975 год. Во время боевой службы в Атлантике загорелась выгородка дистанционного управления реактором подлодки К-47. Дежурная вахта офицеров-механиков (капитан-лейтенанты Авдеев, Захарчук и Кириллов), жертвуя собой, потушила пламя и обеспечила лодке аварийное всплытие.
16 июля 1983 года — катастрофа на Тихоокеанском флоте. В Саранной бухте на Камчатке при погружении недалеко от пирса затонула атомная субмарина К-429 («Чарли-1»), командир — капитан 1 ранга Николай Суворов и старший на борту Герой Советского Союза капитан 1 ранга Алексей Гусев. Большинство подводников спаслось, выйдя на поверхность через трубы торпедных аппаратов. Погибли 15 членов экипажа.
3 октября 1986 года — пожар и взрыв ракеты в шахте N 6 североморского атомохода К-219 («Янки-1») в Атлантике. В критической ситуации турбинист матрос Сергей Преминин вручную опустил защитные решетки реактора, предотвратив угрозу атомного взрыва. 119 из 123 членов экипажа корабля во главе с капитаном 1 ранга Игорем Британовым остались живы. Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР Сергей Преминин награжден орденом Красной Звезды, а 7 августа 1997 года указом Президента РФ ему посмертно присвоено звание Героя России.
7 апреля 1989 года. В 11.03 -пожар в четвертом отсеке опытной атомной подлодки К-278 «Комсомолец» («Майкл») во время подводного похода в Норвежском море. В 17.08 атомоход затонул. Из 69 членов экипажа спаслись 27. Командир корабля капитан 1 ранга Eвгений Ванин погиб при попытке подъема на поверхность из-за поломки спасательной камеры. 12 мая 1989 года все моряки К-278 награждены орденами Красного Знамени.
11 февраля 1993 года. Столкновение К-276 «Кострома» (командир капитан 2 ранга И. Локоть) с американской субмариной «Батон Руж» в 14 милях от мыса Рыбачий. При возвращении на базу на корпусе российской лодки обнаружены детали рубки американского атомохода.
12 августа 2000 года. Гибель АПРК К-141 «Курск» проекта 949 (командир — капитан 1 ранга Геннадий Лячин) во время учений Северного флота в Баренцевом море со 118-ю подводниками на борту. Наиболее вероятная из 15 версий катастрофы — столкновение с иностранной подлодкой.
25 октября — 7 ноября 2000 года — эвакуация тел погибших подводников с борта «Курска». Водолаз-глубоководник мичман Сергей Шмыгин впервые в мире осуществил спуск в восьмой отсек лодки, лежащей на глубине 108 метров. В ходе операции выяснено, что капитан-лейтенант Рашид Аряпов вместе с другим офицером автоматически и вручную заглушили реактор за несколько часов до своей гибели. 12 тел моряков поднято водолазами на поверхность и захоронено с отданием воинских почестей. Весь экипаж зачислен навечно в списки дивизии подводного плавания Северного флота.
***
фото: «Курск» выходит в последний поход;Командир «Курска» Геннадий Лячин (первый слева);«Петр Великий» сторожит место гибели подводников