Билет на два часа счастья
Eсть у нас свой Дворец счастья — театр кукол и масок.
3 декабря с.г. Воскресенье. Минус 22. Опоздавший курьер напрасно тревожит входные двери. Остается служебный ход. Досада — мэтр Анатолий Тучков устроил первый прокат на зрителе собственной оригинальной версии приключений Буратино. Надо попасть в зал…
На морозе стоят опоздавшие ребятишки из детдома. Отстали от своих. Близки слезы — хочется в театр. Эх, горе-педагоги, понимаю, мало платят, трудная жизнь, но нельзя бросать детей! С помощью доброй феи — администратора — попадаем в зал.
А зал… Как в те знаменитые сезоны 70-80-х. Ни одного свободного уголка, даже «пепсикольные» стулья из буфета «ушли» в партер.
Овация, финал, цветы. Как на премьере. Подходит человек: «Вы из театра?» — «Нет, из газеты». — «Напишите, какое счастье, какая красота. Люблю театр, видел столичные. Но такое волшебство впервые!» (дедушка Эдуард Мухин с внучкой Машей).
Анатолий Семенович Тучков -признанный лидер и реформатор современного кукольного искусства, когда актер не только водит куклу, надевает маску. Актер сам начинает общаться то с партнерами, то с куклами, значительно усиливая звучание роли, диапазон действия. Добавим хороший свет, звук, пластику, музыку, фантазийные трюки и превращения. Божественное и увлекательное зрелище.
Тучков был главным в театре кукол шесть лет (1980-1986). «Макбет», «Забыть Герострата», «До третьих петухов» стали легендой. Сейчас мэтр творит-директорствует в Краснодарском муниципальном театре. Тучков старомодно верен доброй дружбе. Тюмень, оставшаяся без главрежа, ангажировала его на новогодний спектакль-шоу и «Буратино». Встретила с радостью и упоением репетициями.
Репетиции — как легкое вино грядущей творческой победы -породили необыкновенный спектакль. Мэтр поставил на надежных «лошадок» — на себя, композитора Валентина Демина (Краснодар), художника Владимира Осколкова. «Трехглавая» дума не утонула в дискуссиях. Тучков не любит якать и отводить соавторам роль послушных исполнителей: «Поищем и озаримся вместе!».
Рабочий текст пьесы по мотивам сказочной повести Алексея Толстого заново переписан Тучковым в 2000 г. Удачен брехтовский прием — зонги, слова песен как заставки и отбивки к смене эпизодов действия. Ведущий музыкальный мотив — из симфоджаза, того варианта, который любят бродячие музыканты. Максимум самовыражения и фантазии, мажорных голосов и минимум инструментов.
Вот песенка, звучащая в известной сцене на Поле чудес. Тучков, Демин, Осколков, актеры и куклы — и тут в свежем виде, образе. Зримый рефрен всего спектакля — балаганная повозка бродячего кукольного театра. Остановка, и задний борт трансформируется в каморку папы Карло со знаковой картиной с камином. Герои разбирают колеса, они вращаются, вихрь спиц мчит «персоны» то в город, то к черепахе Тортилле, то в харчевню. Другие борта (ширмы) символизируют волшебное болото, поле, интерьеры.
А новое в песенке на Поле чудес то, что ситуация «выпевается» одновременно и как игра Буратино, разгадавшего подлое коварство лисы Алисы и кота Базилио, и как детское желание героя рискнуть, поверить в необычайное — а вдруг эти мавродисты-мошенники и сами не знают, что пять золотых монет могут стать денежным деревом? Тучков заряжает своего героя чувством близкой победы над злом, необходимости обрести нравственный опыт и поделиться со сверстником-зрителем. При сем сохранить солнечное отношение к бытию. Именно так органично и свободно живет на сцене прогрессирующая молодая актриса Наталья Явныч (Буратино). Все в ней в лад — голос, пластика, вера в такую правду образа. И даже кукла (выразительная находка Осколкова) стала в работе похожа на Наталью.
Как говаривал большой американский писатель, учитель Хемингуэя Фрэнк Норрис, детство — утраченный рай человека. Здесь сценическая поэтика Тучкова соотносима с новейшими поисками современного театра (знаменитая петроградская студия «Дерево», кукольники Челябинска и Магнитогорска).
Версия Тучкова в сюжете, сохраняя дух классического текста, выражает иной, близкий текущему дню дискурс. Нет излишне назидательных сцен с Мальвиной, нет раздачи счастливых «слонов» в финале. Нет сладкого покоя в пространстве за волшебной дверью. Там восходит солнце, герои становятся бродячими актерами, укладывающими любимых детей-кукол и скарб в повозку. Счастье — в творчестве, в труде души, в уюте актерской семьи и в дороге — в поисках счастья.
Добрый волшебник и вечный игрок, талантливый режиссер и педагог Тучков. «Мне грустно и легко. Печаль моя светла…». Жизнь, ребята, все равно хорошая. Разная. И подлая, и славная. Солнце вашего детства да будет гореть в ваших душах.
Гений Тучкова парадоксален и таинственен.
Вот старый Карло (бесподобно нежная и мудрая работа моего любимца Василия Лазарева) «рождает» Буратино. Устилает пол стружками. А с высокого бело-синего неба падают желтые листья. Загадка, духовная тайна. Тучков: «Мне интуиция подсказала: нужны эти листья. Но зачем, я не могу сказать. Я чувствую, они нужны».
Заметен и страстен Карабас (образ и маска большого мастера, актера Юрия Федорова). И он страдает, ибо загнанное вглубь подсознания добро раздирает зловещую маску. Чужая, навязанная персонажу стезя, и актер хорошо показывает освобождение Карабаса от зла и алчности. Ведь он в любую секунду готов бросить Буратино в огонь, дабы дожарить жирный окорок. Смешна и выразительна эта сцена, когда Карабас «помогает» Буратино убежать.
Хороша «болотная» сцена, лягушачий рок-н-ролл, эти тонко сработанные куклы и высший пилотаж «ведунов» за ширмой. Шикарна и представительна Тортилла (Зинаида Береговая).
Роман Явныч (Дуремар) и Дмитрий Газетов (Трактирщик) -из новой формации труппы. Сила знаковых традиций уже не довлеет над ними (Роман пришел год назад, Дмитрий — недавно). Мудрый Тучков «подставляет» их к мэтрам Лазареву и Федорову, но так, что молодняк не теряется рядом с маститыми коллегами. Газетов прелесть в сцене трапезы Карабаса и Дуремара.
Тучков — мастер ансамбля, точно дозированного синтеза драматического действия с классически ясным кукольным стилем, дополненным пластикой, музыкой, масками. Он выбрал для тюменской премьеры редкий сейчас на российской сцене жанр парада-алле. Eго «Буратино» — арена современных конфликтов, цепь знаковых номеров, красивых ансамблей и выразительных соло, так любимых актерами, поскольку режиссер дает им ту свободу в предлагаемых обстоятельствах, в которых им важно высказаться до конца.
Сам же Тучков с волнением приступал к новой работе в Тюмени. Найдя труппу потенциально способной воплотить сложный замысел полнометражного спектакля, доверился ей, и она не подкачала.