Конституция подрывает оборону страны?
«Eсли нельзя, но очень хочется, то можно» — этот афоризм некогда победил в конкурсе надписей на автомобилях на одной из юморин в Одессе. С тех пор фраза стала крылатой. А если наоборот? То есть если можно, по очень не хочется? Тогда нельзя? Похоже, что так.
Цитата: «Гражданин Российской Федерации, в случае если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы… имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (Конституция РФ, статья 59, часть 3).
То же записано и в законе «О воинской обязанности и воинской службе».
Значит, МОЖНО? Можно служить обществу и государству с ? автоматом Калашникова или, скажем, с грелкой или клистирным прибором в руках? И еще не факт, что последнее менее почетно или менее нужно обществу и государству. О «гуманности» уж и не говорю, слово вновь становится бранным, как «демократия», «свобода» и другие понятия из этого же ряда.
А вот и НEЛЬЗЯ, так как в статье Конституции и в законе о воинской обязанности есть милая добавка: «…и в соответствии с федеральным законом». А закона нет. Eго седьмой год принимают в Госдуме. На нет и суда нет. Вернее, суд-то есть, и к нему следует обращаться призывнику, если военкомат, сославшись на отсутствие закона или инструкции по замене военной службы гражданской, в этом праве молодому человеку отказывает.
Но в суде он услышит то же самое. Кроме того, там попытаются подвергнуть его убеждения чуть ли не химическому или спектральному анализу — с целью доказать, что у него таких убеждений нет и быть не может, потому что их не может быть никогда. И суды справляются с этой задачей весьма успешно уже несколько лет. Год тому назад, когда одному бойкому гуманисту удалось доказать, что соответствующее убеждение у него есть, эту новость в качестве сенсации растиражировали все средства массовой информации. Не знаю, прибавилось ли с тех пор число «альтернативщиков», но газеты полны сообщений об «отказниках» и дезертирах, «число же их ты, Господи, веси».
А уж теми, кому не удалось отстоять свое конституционное право на гражданскую службу и все-таки не явиться на службу военную, займется другой суд. Тут все будет проще: закон есть, статья есть, сроки предусмотрены. Встать! Суд идет! Обвинительное заключение…
Так кто виноват?
Призывник ли, который всего лишь хочет воспользоваться своим правом и выполнить свои гражданские обязанности так и там, где он считает нужным, где он, с его точки зрения, принесет больше пользы?
Или Госдума, своих обязанностей по принятию закона не выполнившая?
Или президент, наделенный правом издать соответствующий указ до принятия закона и этим правом не воспользовавшийся?
И не стыдно ли им, Думе и президенту, перед Советом Eвропы, куда нас никто насильно не тянул, а наоборот — мы сами настойчиво просились, обязавшись выполнять основные права человека, в том числе и об альтернативной службе?
Или надо было «записаться» в какой-нибудь азиатский союз, где, как и у нас, все еще существует феодальная массовая армия, где побеждают не умением, не техникой, а числом, которое никто и не считает. Потери Ирака во время «Бури в пустыне» соотносились с потерями США как 800:1. Раздолбали там американцы и нашу технику, и не потому, что она была такая уж плохая, а потому, что обслуживали ее непрофессионалы. Не то же ли сейчас происходит в Чечне?
А пока улита едет, ряды «косящих» от армии пополняются, и пропорционально пополняются карманы жуликоватых докторов, фабрикующих липовые справки о непригодности к военной службе с приложением подробных инструкций, а то и тренажем по симуляции соответствующих болезней.
…Об этом и примерно в этих тонах накануне Дня Конституции шел разговор за «круглым столом», созванным тюменским отделением Антифашистского молодежного действия (АМД). АМД, помимо своей основной деятельности, занимается и этой проблемой, так как, похоже, больше этим заняться некому. Военкомату надо выполнять план призыва. Воинские части в стране укомплектованы на 50 процентов. А если ввести еще и альтернативную службу… Об этом говорил подполковник Рощук из облвоенкомата — начальник отделения подготовки граждан к военной службе. Хотя он против гражданской службы ничего не имеет. Он — за. Но нужен закон. И тогда он возьмет под козырек.
Об этом говорили и другие участники совещания. Однако неприязненное отношение к инициаторам «круглого стола» сквозило у всех, особенно удивил В.Н. Конышев, начальник военно-мобилизационного управления областной администрации. Памятку АМД для призывников он назвал листовкой и охарактеризовал ее как «подрыв обороноспособности страны», хотя в ней даны всего лишь извлечения из Конституции да образец заявления на право проходить альтернативную гражданскую службу.
Удивило также и то, что в военкомате нет текста проекта закона «Об альтернативной гражданской службе», который сейчас обсуждается в Госдуме. Молодежь из АМД пообещала военкомат с этим проектом ознакомить.
Что же решили? А решили, поскольку все, в принципе, за альтернативную службу, поручить активистам АМД выработать проект обращения к областной Думе и к нашим депутатам в Госдуме с требованием ускорить принятие соответствующего закона. Для утверждения этого обращения участники «круглого стола» соберутся вновь.
***
фото: