X

  • 27 Август
  • 2024 года
  • № 92
  • 5591

У Господа все живы

Он переосмыслил уроки влиятельного в начале XX века в русском модерне художественного направления символистов, нашел свой иконический стиль, чтобы отразить духовный склад собратьев по оружию, возвысив их над черной бездной военного быта. Шруб увидел тот парадиз, где обитают их души. На центральном жанровом полотне явлена сама Победа в кипящих волнах сирени. Майской весны 45-го года. И стоят они — солдаты. Смотрят на нас, словно с увеличенной фронтовой фотографии и одновременно в предельном художественном обобщении. Но так близко от нас эти люди, так полны их фигуры энергией привычного нам существования, что веришь — Шруб и его бойцы всегда с нами.

Eще до печального дня 6 мая в Москву ушли документы о присвоении художнику почетного звания заслуженного художника России. Ведь 7 марта 1999 г. Шрубу исполнилось 75 дет. На недавнем вечере памяти вдове художника Валентине Петровне передали почетный знак — символ отличия.

…Вела вечер Сезева, она же выступила с очерком жизни и творчества. Шруб создал особую философию личного бытия, успешно противостоял натиску серости и произвола. Он стоял у истоков современной тюменской художественной школы, стал первопроходцем в освоении темы тюменского Севера в бурную эпоху создания мощного нефтегазового комплекса.

В Ленинградской академии художеств СССР его учили крупнейшие мастера XX века — Александр Дейнека, Борис Иогансон,

Владимир Мыльников… Eго оригинальный стиль рождался и в общении с однокашниками. Все они вошли в первый ряд мастеров, хотя мировоззренчески разошлись во взглядах.

Директор музея Людмила Овсянкина выделила в искусстве Шруба главный нерв эпохи 50-60-х гг. Созидание и веру в обновленного человека наших шестидесятников, их надежды на творческую свободу.

Хорошо, что есть эта награда, но слишком поздно. А сколько имен в Тюмени кануло в безвестность, поскольку поговорка «Нет пророков в своем отечестве» тут особенно актуальна. Нужен музей Шруба, мастера его масштаба во многих городах России удостоены такой чести. Но не у нас. Пока же сохранить мастерскую художника за семьей не удалось.

Сергей Фатеев (ТВ «Ладья») вспомнил историю создания Шрубом монументального портрета Семена Ремезова в Тобольском кремле. Сейчас сто отвергают церковные деятели. Правда, недавно определилось, что настоящая стена была в трех метрах от нынешней, и вроде бы от мозаики отступили. Вспоминали, как недруги изымали картины Шруба из экспозиций. Особенно в годы парадных рапортов об успехах освоения энергии века. Ведь мастер одним из первых поехал на буровые, к геологам. Он отразил трудовой подвиг на Самотлоре, но там же написал и «Горелый лес» — реквием по загубленной природе. Чиновники испуганно спросили Шруба на выставке: «Это вы сделали?» На что последовал смелый ответ: «Нет, это вы сделали». Так художник открыл трудную и сейчас экологическую тему.

Анатолий Седов рассказал, как умел Шруб раскочегарить общественную жизнь тюменского отделения Союза художников России. В 1961 г. был создан большой рисованный «фильм» — цепь графических «кадров» про текущие дела союза. Он стал сенсацией в Тюмени.

Шруб открыл первую художественную галерею в Тобольске, мог устроить в тюменском Доме офицеров выставку одной картины. Он, словно Геракл, вытащил коллег из спячки, расшевелил их. Стыдно сказать, до него тюменские художники скатились до заурядного копирования портретов официальных партдеятелей.

Удивила Антонина Eрмакова -вдова известного писателя. Она рассказала творческую историю портрета мужа. Крепко дружили два таланта, понимали друг друга. Шруб сделал прекрасные иллюстрации к книге сказов Eрмакова, изданных в Свердловске в 1973 г. Книга-символ, памятник, ибо вскоре писателя не стало, и святой крест на переплете, стилизованный под крестьянское окно с раскрытыми ставнями, стал словом благодарности и прощания.

В дополнение к этому эпизоду писатель Александр Мищенко поведал, что был свидетелем их общения. На портрете за левым плечом Eрмакова летает бабочка-солонцовка. Добрый и скромный знак сибирской природы. Тогда писатель выступал в сельском клубе, и именно Шруб заметил, что из всех людей солонцов-ка выбрала именно его, села на плечо.

…Наконец-то я увидел уникальную картину Шруба «Алтарь Победы» с датой: 1975-1995. Вот оно, новаторство, великая вещь. Никто еще в нашем искусстве так не сказал о Великой Отечественной. Монументальный лироэпос. Тяжелый крест в центре с распятием. В солдатском образе на нем — символика неизбывной тяжести огненных лет, жестокость испытаний, суровая народная доля. Не только нести свой крест, но и быть на кресте, ибо не наступило после Победы обещанное светлое будущее. Выражен сам дух исторической советской драмы- ее кровавая цена. И цепь людей, уходящая в синь судного дня. Слева — казнь девы-воительницы (может, это Зоя…), справа -мститель, момент борьбы со злой силой.

И все же «Алтарь» светится надеждой, в его подтексте в живописных полутонах чувствуется мольба и жажда искупления. Звучат главные мотивы: за что, Господи? Это мы, Господи! Спаси, прости и помоги!

На прощание Валентина Шруб сказала: «Помните, несмотря на свою трудную и беспокойную судьбу, Остап был счастливым человеком». Был и есть. И пока еще работают художники, Шруб остается с нами.

***
фото: Виктор Павлович Шруб. Он же — художник по имени Остап

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта