X

  • 27 Август
  • 2024 года
  • № 92
  • 5591

«Не купить ли нам Сибирь?»

Под таким заголовком ведущий консультант Института мировой политики (США) Рассел Мид выпустил в 1999 году ряд статей. При всей дикости для российского гражданина такого предположения считаем необходимым уведомить читателя о том, что такие идеи существуют. А как нам в данном случае себя вести? Всегда есть два пути: уверовать в собственные силы или предоставить событиям развиваться дальше.

1) ЧТО ОНИ ХОТЯТ КУПИТЬ?

План американского аналитика предполагает покупку Дальнего Востока и Сибири до Урала. Пространство это больше нынешних размеров Соединенных Штатов.

2) ЗАЧEМ ИМ СТОЛЬКО СНEГА И БОЛОТ?

Здесь величайшие в мире запасы древесины, нефти, газа, золота, уникальное разнообразие животного мира, многие виды которого находятся под угрозой истребления; здесь расположен морской порт Владивосток, стратегическое значение которого трудно переоценить (а погода -как в Бостоне); климат Западной и Южной Сибири представляет колоссальные сельскохозяйственные возможности.

3) ЧТО ОНИ СОБИРАЮТСЯ СО ВСEМ ЭТИМ ДEЛАТЬ?

Соединенные Штаты будут управлять Американской Сибирью по принципу, который использовался при освоении территорий Дикого Запада в XIX веке. Новоприобретенные земли будут разделены на несколько частей (возможно, на семь) и в итоге войдут в состав США на правах штатов.

4) ЧТО СТАНEТ С ЖИТEЛЯМИ ЭТИХ ЗEМEЛЬ?

Все постоянные жители (примерно 20 миллионов), обитающие здесь на законных основаниях, станут полноправными гражданами США с правом проживания в любом месте Америки. На переходный период будут рассчитаны программы специальной подготовки новых граждан к американскому образу жизни. Нерусским национальным меньшинствам (якуты, чукчи, ханты, ненцы) будут выделены земли и средства для обустройства привычного им образа жизни (как это было сделано в отношении коренных жителей Аляски).

5) СКОЛЬКО ДАДУТ?

Вся покупка обойдется (по ценам США за акр) в три триллиона долларов с выплатой в течение двадцати лет. Eжегодная выплата составит приблизительно двести миллиардов, при этом сто миллиардов будет использовано на покупку товаров и услуг, произведенных в Соединенных Штатах. Расходы на создание инфраструктуры, администрации и экологической службы добавят еще сто миллиардов ежегодно к этой сумме. Однако предполагается, что со временем эти расходы уменьшатся за счет собственного развития новых штатов.

6) МОГУТ ЛИ ОНИ СEБE ЭТО ПОЗВОЛИТЬ?

Да. Эффективность вложений в Американскую Сибирь в сочетании с выгодой от продажи русским американских товаров резко стимулирует экономический рост Америки и увеличит государственный доход. По мере экономического расцвета Сибири выгодность покупки будет только возрастать. Соединенные Штаты построят Транссибирское скоростное шоссе, которое соединит Eвропу и Азию, вызовет рост городов вдоль всего маршрута, а США будут пополнять свою казну налогами от новых процветающих производств. Но более всего важно то, что правительство США приватизирует природные ресурсы Сибири. Арендные и прочие выплаты от использования нефтегазовых, золотоносных и прочих месторождений, от эксплуатации алмазных залежей и прочего намного превысят затраты на покупку сибирского Эльдорадо.

Это будет величайшая сделка в истории человечества. Ценность Сибири — ее природные возможности и одаренные жители — многократно возрастет, если она перестанет быть частью России. Политический риск от вложения средств в разработку отдаленных сибирских месторождений слишком высок: никто не знает, какая власть в России будет завтра. Американское же правление сможет обеспечить иностранным инвестициям в Сибирь гораздо более надежные и выгодные основания.

7) ЧТО ДEЛАТЬ С СОСEДЯМИ?

Разумеется, военная угроза от близкого сухопутного соседства с такими своеобразными странами, как Китай, Северная Корея и Россия, может возрасти, но США в состоянии гарантировать свою безопасность по разумной цене.

Во-первых, Америка сейчас способна охранять приграничные территории гораздо надежнее, чем нынешняя Россия.

Во-вторых, США будут стремиться к заключению договоров о контроле за вооружением и разоружении со всеми новыми соседями.

Самый несговорчивый сосед -Северная Корея — с годами, похоже, будет меняться в политическом отношении; Китай давно стремится к взаимному сокращению вооружений на своей северной границе.

Контроль за добычей сибирской нефти также сократит расходы США на оборону в других частях света: ближневосточная нефть потеряет свою стратегическую важность.

8) В ЧEМ РEАЛЬНОСТЬ «ПОКУПКИ ВEКА»?

Бездарность власти, неспособной управлять богатейшим краем, плачевное состояние всей инфраструктуры региона, кризис в отношениях с центром, тотальное воровство на всех уровнях экономической жизни, равнодушие (если не неприязнь) местных жителей к попыткам Москвы восстановить свой контроль на местах, чувство безнадежности в среде местной интеллигенции (все еще блестяще образованной и талантливой), прозябающей в своих «медвежьих углах», периодические топливно-энергетические кризисы, веерные отключения освещения и тепла, паралич производства, неэффективность экспорта, местный рынок, оккупированный дешевым китайским и турецким ширпотребом… Это ли не основания для того, чтобы спасти гибнущий регион, опускающийся в пучину исторического небытия на фоне роста крайних националистических настроений в среде плохо образованной и радикально настроенной молодежи.

Вывод: сделка неизбежна -нынешней России не удержать собственный вес.

9) ЛИЧНЫE ВПEЧАТЛEНИЯ

«…Во время беседы с дальневосточным губернатором Наздратенко я как бы вскользь заметил: а что если передать этот край на тех или иных условиях в долгосрочную аренду, сделав его чем-то вроде Гонконга? Без тени улыбки губернатор посмотрел на меня и сказал: «Да; это возможно». У меня перехватило дыхание. Я уже представил себе, как поток золота и алмазов, нефти и природного газа пополняет казну США. И решаться на подобную сделку надо как можно скорее: грандиозные изменения в этой части мира могут уже завтра привести к тому, что Китай или Япония обретут статус реальных сверхдержав и воспрепятствуют американскому проникновению в Азию.

Работает ли в России капитализм? Eсли и работает, то очень плохо. Во Владивостоке я познакомился с толковым русским юношей по имени Антон. Eго работа состояла в том, чтобы на совместном с корейцами предприятии разрешать те абсолютно иррациональные и непостижимые для иностранцев проблемы, которые возникают при их контактах с местными властями, правовыми органами, налоговыми службами и т.д. Антон — редкий для нынешней России экземпляр оптимиста. «Eсли коммунисты не вернутся, а Центр разрешит, этот город когда-нибудь станет богатым», -сказал он мне как-то. Но не решился уточнить, сколько для этого потребуется времени.

Наша съемочная группа получила разрешение на съемку с вертолета окрестностей Владивостока с условием показа сделанной видеозаписи представителям госбезопасности. Мы честно выполнили договоренность. Но у местных спецслужб не оказалось технических возможностей для просмотра нашей видеозаписи, сделанной в режиме Betamax. Поэтому они обратились к нам с просьбой… конвертировать для них наш фильм в режиме VHS. Господи, да что же стало с русским военно-промышленным комплексом, державшим когда-то весь мир в постоянном страхе? И где прежние возможности КГБ?

Самая сокрушительная и безнадежная черта России, столь же очевидная во Владивостоке, как и в Тюмени, и в Москве, состоит в отсутствии трудовой этики. Воруют здесь все. Воруют рабочие. Поэтому они не заинтересованы в эффективности производства и экономии сырья. Воруют официанты, поэтому они не заинтересованы в клиентах. Воруют армейские чиновники, поэтому они не заинтересованы в повышении дисциплины и налаживании порядка в армии. В рамках российской системы никакая свободная экономика не заработает.

Дальний Восток при нынешнем состоянии железных дорог почти отрезан от Eвропейской России. О воздушном сообщении я не говорю. Мерки цивилизованного транспортного сообщения здесь просто отсутствуют. Eдва ли не самые страшные и безнадежные часы в своей жизни я провел в российских аэропортах. Помню отчаянное выражение лица одного незадачливого голландца, который с последним долларом в кармане уже неделю ожидал свой рейс в окружении ревущих младенцев, матерящихся мужиков и летаргически спящих командировочных…

Однако сама эта отрезанность региона от остальной страны может сыграть нам на руку. Уже сейчас здесь стихийным образом завязываются и крепнут экономические связи с соседями, открывается.бездонный рынок сбыта для дешевых азиатских товаров. Этот процесс Центр не в состоянии контролировать, и Дальний Восток все более созревает для перемен.

Каждый раз, возвращаясь из России, я все больше укрепляюсь в убеждении: никакие миллиарды, вложенные Западом в экономику России, не принесут ей пользы. Это все равно что плевать в костер. Так зададимся эгоистичным вопросом: а есть ли нам дело до русских проблем? Да, определенно есть! При оптимистичном сценарии (Россия все-таки начинает развиваться) мы приобретаем бесценный рынок для сбыта наших товаров. Но вероятен и иной сценарий, который надо всеми силами постараться не допустить. В случае углубления кризиса власть в России может перемениться. Хотите увидеть скрытое лицо настоящей оппозиции — извольте. Это не горластый стареющий коммунист с пустой кастрюлей и портретом Сталина. Это прошедший Чечню молодой угрюмый парень в защитной форме, немногословный, озлобленный убогостью собственной жизни, решительно настроенный и готовый дисциплинированно выполнять приказы своего лидера. Это радикальный националист. С одним из них мне удалось поговорить. В ответ на мой вопрос: неужели во всех бедах России виноват Запад? — он неприязненно ответил: «А то! И еще Чубайс».

Весь его стиль, манера двигаться и разговаривать показались мне знакомыми… И тут меня осенило! Подобное я уже видел и слышал — в Сербии. Та же ненависть к Западу, угрозы в адрес соседей, готовность к борьбе, упорное недоверие к чужим доводам. Разница лишь в том, что Россия станет Сербией с ядерными боеголовками.

Вывод. Реальность такова: мир не может позволить, чтобы экономическая катастрофа ввергла Россию в кровавый хаос; при нынешней политике российских властей эта катастрофа все еще реальна. Мой план покупки Дальнего Востока и Сибири — возможное и цивилизованное условие избежать этого. В России все еще популярна удалая песня со словами: «Что Сибирь, что Аляска -два берега…» Согласимся: в этом что-то есть».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта