X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Путешествие к вашему сердцу

Eсли вы ведете не совсем правильный образ жизни, состояние ваших кровеносных артерий будет тоже неправильным: на стенках этих сосудов образуются наросты — холестерин, или атеросклеротические бляшки, — Минздрав ведь не пугает, а предупреждает. Наросты мешают кровотоку. Следствие — ишемическая болезнь, а без лечения — инфаркт миокарда. К счастью, теперь этому горю можно помочь без крови и общего наркоза в Тюменском кардиологическом центре.

ПРИНЦИП

Идея очистки артерий до удивления проста, как все гениальное, — запустить в них «ерша» и очистить, как мы чистим бутылки. Но гениальное не только просто. Представьте себе: в артерию вставляется трубка. Через нее вводится длинная узкая трубочка (проводниковый катетер), через которую подается контрастное вещество, благодаря которому сосуд и его сужения становятся видимыми на экране компьютера. Этот метод диагностики называется ангиографией и успешно применяется с 60-х годов. Далее следовало лечение лекарствами или открытая операция.

В 1977 г. в Цюрихе пошли дальше. Через этот катетер вводится другой катетер — с крохотным баллончиком на конце. В месте сужения артерии баллончик раздувают, и бляшки вдавливаются в ее стенки. Путь для крови свободен. Чтобы сужение не возникло снова, в этом месте можно вставить металлическую трубчатую распорку. Бляшки иногда разбивают под большим давлением и отсасывают. Первый пациент швейцарского чудотворца жив до сих пор. Такие операции относятся к высшей категории сложности, так называемому «золотому стандарту».

У НАС В ПРОВИНЦИИ

Наш кардиоцентр одним из первых в стране начал такие операции — в 1995 году. В уходящем году операций по «транслюминальной баллонной коронарной ангиопластике» (такое мудреное название у метода) проделано 204 — второе место в России, установлено 136 «стентов» (тех самых распорок) — первое место. Много это или мало? Много, если мерить российскими мерками. Мало, если сравнивать с «загнивающим» Западом. «Мы ведем счет таких операций на сотни, на Западе считают сотнями тысяч, — говорит директор центра Вадим Анатольевич Кузнецов. — Оборудование и расходные материалы — импортные и стоят дорого. Вообще, высокотехнологических операций в России проводится в 10-15 раз меньше, чем в развитых странах». Причина? Технологическое отставание. Нужна невероятная при таких размерах прочность трубок и баллончика, ведь давление в них достигает 20-30 атмосфер. Сложен и агрегат, обеспечивающий наблюдение за состоянием артерии и приборов в ней. Что касается людей, то доктор из США отозвался о наших так: «Я специалист, хорошо обученный, а у вас таланты».

Много ли талантов? Оперируют двое. Главный хирург Игорь Павлович Зырянов — первопроходец ангиографии — был среди десяти молодых специалистов, отправленных на стажировку в Москву бывшим директором центра Олегом Сергеевичем Антоновым, портрет которого висит в кабинете директора нынешнего. Eще пятеро скоро будут в состоянии работать самостоятельно. Так что тревожные слухи, недавно распространенные одним почтенным печатным изданием, что кто-то замышляет «дробить и разрушать» команду спецов в связи с открытием в городе еще одной такой клиники, оснований не имеют. Задаю еще два вопроса: с чего все начиналось? и каково финансовое положение центра?

СТАРТ

Помогли американцы, связь с которыми была налажена путем личных контактов. Приехала бригада в составе шести человек из города Колумбус — с безвозмездным расходным материалом (катетеры, контрастная жидкость, стенты) на сумму 100 тысяч долларов — и сделала первую операцию. Были и стажировки в столице и за рубежом.

Финансы

Центр — учреждение федеральное и финансируется всего лишь на десять процентов от потребности. Последние полтора года помощь оказывают областная и городская администрации. Областной бюджет на 2001 год тоже предусмотрел покрытие части расходов. Какая-то их часть покрывается из фонда обязательного медицинского страхования. Центр зарабатывает и сам, оказывая платные медицинские услуги, в том числе и по ангиопластике. Операции северян оплачивают округа. Жители юга и г. Тюмени получают эту услугу бесплатно.

ПРEЖДE И ТEПEРЬ

Тут очень наглядно видны плюсы и минусы платной медицины и «старого» и «нового» статуса медицинских учреждений. Недавно центр на свои средства приобрел диагностическую машину. Прежде все шло через министерство, и порой технику на миллионы долларов получить было легче, чем какую-нибудь мелочь на тысячу, как и было с диагностической машиной, которая была получена в 1988 г. и простояла полтора года из-за отсутствия «валютной» пленки. Оснащение нашего кардиоцентра было одним из лучших в Союзе, а позитивных лечебных результатов было меньше: решает не «железо», а люди, которые теперь имеют возможность лично знакомиться с опытом коллег, в том числе и зарубежных. В лучшие советские времена в нескольких клиниках в стране проводилось всего около 150 таких операций. Сейчас таких клиник 50.

Директор центра и главный хирург были очень любезны и показали нам с фотографом не только приборы и инструменты, но и позволили заглянуть в операционную. На столе улыбался прооперированный пациент. «Было больно?» — «Ничуть». Новый год он встретит уже в кругу семьи. Пожелаем ему и кудесникам из центра счастья в новом веке и тысячелетии. Практически центр там уже обжился.

***
фото: ФОТО АНДРЕЯ СВИНКИНА;ФОТО АНДРЕЯ СВИНКИНА

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта