Новогодний указ Петра Великого
20 декабря 7208 года от сотворения мира нарядные глашатаи и герольды выкрикивали особый указ «Государя-Царя и Великого Князя Петра Алексеевича»:
«…известно Eму, Великому Государю, не только что во многих Eвропейских Христианских странах, но и в народах Славянских, кои с Восточной православною нашею Церковью во всем согласны, как Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Eго Великаго Государя подданные Черкасы и всея Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова осьм ден спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от сотворения мира.
И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего Генваря с 1 числа настанет Новый 1700 год, купно и новый столетний век».
В этом царь-реформатор допустил ошибку. Петра подвел архивариус папы римского Дионисий Малый, предложивший отсчет новой эры не с нуля, а с единицы. Так XVIII век начался в России не с 1 генваря 1701 года, а на год ранее.
Тем не менее Петру Великому принадлежит пальма первенства в переводе летосчисления в нашей стране с древнерусского на европейский календарь.
Петр I ввел и обязательную процедуру встречи каждого Нового года россиянами всех сословий.
«Людям домовитым и богатым, дворянам нашим и служилому люду иметь на семейство обязательно ёлочку огнями, игрушками и конфектами украшенную. Возле нее не столбом стоять, а петь, плясать и веселиться. Но не чихать и воздух не портить ни в коем случае», — предписывал государь всея Руси.
«Людям скудным — хотя бы по сосновому, еловому или можжевеловому древцу или ветве на вороты или на храмину свою поставить и веселье учинять. Вести себя чинно: бороды не драть, словами непристойными при новогоднем торжестве не выражаться, кровопуски друг другу не допускать ни в коем разе. Встречать Новолетие с шумом радостным. Ракетов и петардов выпустить столько, сколько у кого случится», — повелевал реформатор России.