Последний год — он звездный самый
Уходящий год — прямо дивный сад в местной культуре. Поскольку грядущий век культурологи считают эпохой расцвета творящей личности, отступлю от традиционной формы обозрения самых интересных событий по месяцам. Называю имена тех наших мастеров, которые внесли решающий вклад в их успех.
Ирина Бибеева, преподаватель Тюменского института искусств и культуры и певица с уникальным голосом. Развивая свой дар, она на недавних международных конкурсах, по мнению специалистов мирового класса, утвердилась на самом верху музыкального Олимпа.
В театральном деле отличились и областная драма, и кукольники. Театр драмы и комедии произвел настоящий фурор во время летних гастролей в Москве. Народный артист РФ Михаил Ульянов, выставляя высокие оценки, подчеркнул, что делает это без всяких скидок на провинциализм. Особенно много говорилось о тургеневском «Нахлебнике» и «Продавце дождя».
Кстати, мои знакомые в столице сообщили, что сценографию главного художника театра Алексея Паненкова столичные коллеги потихоньку загнали на маленькую «Соню» и пользуют как наглядное пособие на тему «Современное оформление драматического спектакля».
Такую же «Соню» я приметил в руках другого столичного деятеля, заснявшего на пленку большинство тюменских работ на ноябрьском вернисаже IV межрегионального фестиваля «Реальный дизайн». Душою проекта был неувядающий мэтр и настоящий инноватор, отец-основатель тюменской школы артдизайна Геннадий Вершинин. Из его коллег на пьедестал почета пригласим Eлену Улькину (колледж искусств), ибо ее художественные «драмы» — целые живописные «симфонии» из этой ткани — не имеют аналога в стране.
Вернемся к кукольникам. Их андерсеновский «Соловей» удостоился похвал на фестивале Уральской зоны знак творческого подъема коллектива. Бурно прогрессируют в театре кукол молодые Наталья и Роман Явнычи, первый год работы отметившие собственным сценарием и постановкой спектакля на острую тему «молодежь и наркотики». Благодарственные письма зрителей «Курьер» печатал.
Из тюменских художников в этом году ярко и талантливо финишировал Михаил Гардубей. Eго отчетная выставка — сущее откровение. Право, неудобно цитировать германские газеты, их комплименты из 1998 г. Мои коллеги в Тюмени, видимо, еще собираются с впечатлениями.
В библиотечном деле выделялись Антонина Маркова (филиал № 3 городской детской библиотеки) и Полина Шилова (центральная городская библиотека).
Неплохо поработали наши менеджеры культуры. Особенно директор филармонии Михаил Бирман, видимо, особо сконцентрировавшийся накануне своего 50-летия. Поздравляем первыми! Органный зал, серия блестящих концертов и, наконец, оригинальный романтический пианизм нашего мэтра многого стоят.
В молодежной рок-культуре самобытен поиск Владимира Доронина (группа «Система безопасности»). Большой интерес вызвал молодежный театр Татьяны Тарасовой («ТEАТРиК»), говорят, что постановка по рассказу американского бунтаря 70-х гг. Тру-мена Капоте «Закрой последнюю дверь» заинтересовала лионский фестиваль (Франция).
Из директоров ДК развил курьерскую скорость лидер «Строителя» Вячеслав Гультяев. Кругом плачутся, что горожане разлюбили занимать свой досуг творческими вещами. У Гультяева — нет. Стоило только обновить привычные формы.
Наш почетный диплом — президенту телерадиокомпании «Регион-Тюмень». За весенне-летний проект радиоспектаклей по известным северным повестям Анны Неркаги и фестиваль, стирающий белые пятна в сибирской истории. Кстати, Анатолий Омельчук не только управляет, но и творит — и как журналист, и как краевед. По числу стертых белых пятен у него мало конкурентов, разве что издатель Юрий Мандрика, вызволивший из тьмы забвения в этом году целую плеяду тюменских просветителей XIX и XX вв.
Как и любой другой рейтинг, наш тоже субъективен. Читатели могут дополнить его, разумеется, с обоснованием выбора. Иногда награды и наше внимание к талантливым тюменцам запаздывают. Лишь посмертно очень почетное в творческой среде звание заслуженного художника РФ досталось Остапу Шрубу.
23 декабря с.г. — большой и красивый юбилей в судьбе доцента ТГУ Марии Алексеевны Романовой. Все записи в ее трудовой книжке относятся к aima mater. Студенчество, аспирантура в начале 50-х гг., восхождение по ступеням преподавательской лестницы — все подчинено ее строгой любви к тайнам языковой науки.
Романова училась в 50-й женской средней школе Тюмени, которая дружила с 25-й мужской. Помнит совместные вечера, где пел Юрий Гуляев. В 1949 она отправилась в свою первую диалектологическую экспедицию под Уват. Потом (1963-1973) возглавляла их. Eе учителями в науке были известные ученые — Рубен Аванесов, Федот Филин, Георгий Хабургаев. Они заметили увлеченность и строгую дотошность сибирячки, одной из первых ставшей изучать народные говоры крестьян нашего края, родившихся еще в середине XIX в. С годами достоверные записи Романовой стали бесценными. А рабочие материалы из иртышской картотеки вошли в академический словарь русских народных говоров.
С 1964 г. тюменский ученый постоянно сотрудничает с редакцией известного «Словаря говоров Среднего Урала», пополняя его речевыми изюминками из Нижней Тавды и районов тюменского юга. В последнее время Романова увлеклась нашими старожильческими говорами. Eе хорошо знают коллеги, цитируют, приглашают на влиятельные конференции. В научном багаже -три монографии, свыше 200 специальных статей по диалектологии.
Педагогическое мастерство Романовой отточено до блеска. Пока не убедится, что студент с ее помощью освоил предмет, будет искать нужные ключи. Eе личностный статус на филфаке ТГУ безупречен, а предельная самоотдача в работе — на зависть идущим вслед. По большому счету Романова — счастливый человек, дух ее крепок и жизнь еще в гору. На ней, на героях уходящего года тюменской культуры держится мир.