Шаим, тридцать пять лет назад…
Когда-то к нам в университет приехал Борис Полевой. Редактор «Юности». Ходячая легенда. Из разговора с нами, студентами факультета журналистики, я на всю жизнь запомнил совет, которым пользуюсь с первых дней профессиональной работы. Вот он — аккуратно ведите свои блокноты.
Поэтому в 35-ю годовщину первого тюменского нефтепровода Шаим-Тюмень мне достаточно только открыть пять зеленых «копеечных» тетрадок, чтобы вспомнить свою первую поездку на Север, на территорию Ханты-Мансийского округа, в край пробуждающейся нефти.
Я прилетел в Урай за 11 дней до начала заполнения трубопровода диаметром в 500 миллиметров нефтью. Головной участок трассы грохотал круглые сутки. Тяжелая техника не давала замерзнуть грязи на перемолотых зимниках. В точке с чудным названием «Запор» один за другим зависали тяжелые вертолеты Ми-6, цепляя на крюк по две плети.
Дело в том, что последняя баржа с трубами для этой трассы замерзла на Половинке. Трубы по воздуху доставляли в Запор, где сварщики мастера Валентины Беляевой сваривали их в плети, а вертолеты несли на трассу. Иногда плети падали в тайгу, как тяжелые авиабомбы, со. свистом. Перебираясь с одного участка на другой, где-то в районе Сотника, я наткнулся в тайге) на такую трубу-бомбу. Силой инерции она была смята в чудовищную гармошку, а местами металл разорвался.
Сколько в этих тетрадках фамилий, тогда впервые напечатанных в тюменских газетах. Много лет спустя, когда пришло время самой большой трубы — газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, — эти имена возвратились к нам. Уже в иной славе. Валентина Беляева стала начальником потока и Героем социалистического труда. Ильсур Шейхутдинов, бригадир изолировщиков, — начальником потока и Героем социалистического труда…
Переписываются желтые странички моей тетрадки. Николай Иванович Князев — лучший экскаваторщик. Вертолетчик Владимир Яковлевич Семенюк («Полетай с трубами, если не испугаешься», — сказал мне Геннадий Михайлович Мясников. И я полетел.
Внизу «берендеевская тайга». Сквозь отверстие в полу трюма видно, как раскачиваются две 35-метровые плети, с жуткой скоростью летящие над тайгой. Сбросят их на участке, там, где Яков Афанасьевич Полторацкий варит захлесты (соединяет отрезки трубопровода, сваренные разными бригадами) и углы поворота, и за новой порцией трубы.
Неожиданно для себя обнаруживаю в блокноте документ. «Начальнику Шаимского НПУ тов. Журавлеву Э.К- Прошу отпустить сырую нефть из Сухоборского парка для заполнения нефтепровода до 108 км (включая 16 км коллектора от Сухоборского парка до головных сооружений) в пределах 26 тысяч тонн…
Зам. директора строящихся-газопроводов министерства газовой промышленности СССР А. Барановский. 2.11.65 г.)
А потом пришло 21 декабря. Митинг в Антипино на нефтеналивной, севший неподалеку вертолет, из которого выскочил Яков Полторацкий с двумя доверху налитыми нефтью колбами в руках. Трасса была закончена. А нефтяная история нашего края еще только разворачивалась.
А еще в тетрадку был вложен снимок Владимира Иванова, который он сделал где-то в районе Сотника. Хотите верьте, хотите — нет, но это я иду вдоль трубы, которую через несколько часов должны опустить в траншею.
***
фото: