Принцип украденного диктофона
Сфера IT в России переживает метаморфозы. То нам обещают дефицит кадров на рынке, то, напротив, профицит, так как компании начнут отказываться от IT-продуктов и высокотехнологичных инструментов.
Некоторые уверены, что все хорошие специалисты уехали на некоторое время из России. Другие — что эти данные сильно преувеличены, а специалистов внутри страны еще очень много. Чтобы понять, как ситуация в IT выглядит изнутри, я обратилась к специалисту.
Дмитрий (имя изменено по просьбе героя) рассказывает, что для него работать в государственной корпорации IT-специалистом значит не расти. Дело в том, что он долгое время выполнял на своем рабочем месте «элементарные функции». По его словам, с такой работой может справиться любой, необязательно иметь высшее техническое образование.
— Из минусов — приходить надо было строго к восьми утра, за опоздание назначается штраф. Зато можно было поспать на рабочем месте, никто бы и не заметил, — смеется он. — Через какое-то время я понял, что мне уже четвертый десяток, а я занимаюсь ерундой и деградирую. И я уволился, хотя получал хорошие деньги. Ушел «на вольные хлеба». И хлебнул как следует.
На «вольных хлебах» IT-рынка очень много специалистов начального уровня. Мало кто смотрит на образование, в основном на опыт и конкретные навыки. Так что Дмитрию пришлось учиться и, как в студенчестве, проходить стажировку в частной компании. Зато он уверен, что в нынешней ситуации именно это помогает ему чувствовать себя уверенно.
— Хорошие IT-специалисты будут нужны в любом случае, — говорит мужчина. — Вопрос в амбициях, в том, чем ты хочешь заниматься. Eсли ты делаешь сайты и веб-приложения для местных предпринимателей, то в твоей жизни мало что изменилось сейчас. А если ты классно их делаешь, то работы, скорее всего, прибавилось. А вот если ты специалист с амбициями работать в Google, то сейчас не лучшее время находиться в России.
Работать нашим IT-специалистам с международными компаниями стало значительно сложнее. Как рассказал Дмитрий, например, крупнейшая фриланс-биржа Upwork заблокировала возможность искать работу фрилансерам из России и Беларуси.
Отдельная проблема — это поддержка зарубежного софта (программного обеспечения).
— Eсли ты работаешь один на своем «железе» (компьютере —И.И.) и у тебя все необходимое куплено уже, то будет проще, — говорит Дмитрий. — Обслуживание уже купленных продуктов, вероятно, будет продолжаться. А вот если у тебя более крупный бизнес и ты вдруг решишь расширяться, будет сложнее: официально купить многие новые продукты уже невозможно.
Дмитрий предполагает, что на этом фоне может расцвести пиратство, то есть незаконное скачивание IT-продуктов. Только вот на краденом, как он говорит, далеко не уедешь.
— Вот у вас диктофон. Предположим, вы его… одолжили. И вам даже неформально разрешили это сделать — в качестве борьбы с санкциями. Но вот вы записываете интервью, а файл оказывается битым, аудио не воспроизводится. Вы потеряли информацию, время, деньги, в худшем случае — работу, — проводит аналогию Дмитрий. — А кому жаловаться? С кого требовать ответ? К создателям диктофона вы не пойдете, так как он у них украден. Да и никакой закон вас не защищает. То есть вы работаете с этой техникой на свой страх и риск. А когда твои риски — это дорогие, трудоемкие проекты, рисковать совсем не хочется.
В общем, Дмитрий выступает против пиратства и не очень доверяет идее «параллельного импорта». Тем не менее на перспективы для IT-специалистов он смотрит со сдержанным оптимизмом.
— Eсли есть навыки и ресурсы создавать программное обеспечение, всевозможные российские аналоги, то сейчас это будет востребовано, — считает разработчик. — И в целом работа действительно есть. Но нужно соображать.
Тем не менее сам Дмитрий, несмотря на то, что в России у него есть работа и заказы, собирается уезжать из страны.
— Принял решение на время уехать, — говорит Дмитрий. — Так что буду работать удаленно, пока ситуация на родине не станет более стабильной.