X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Дзен и искусство гонок на мотоциклах

На мототреке спортивной школы «Старт XXI век» прошел первый этап соревнований летнего чемпионата и первенства Тюмени по мотоциклетному спорту в дисциплине «суперкросс».

В соревнованиях участвовали 74 спортсмена в возрасте от пяти до шестидесяти лет. Большинство из Тюмени, но приехали также спортсмены из Тобольска, Ялуторовска, Шадринска, из Омской области.

10.40. Погода солнечная, даже слишком. У входа в школу припаркованы мотоциклы, дальше сарай, а слева желтая машина скорой помощи и зрители — их немного. Пока мне больше интересен сарай. Внутри него несколько мотоциклов, на полках — множество кубков. Рядом гонщик возится с цепью — она слетела.

Eвгению 19 лет, и он занимается мотоспортом уже три года — и заработал второй взрослый разряд. Eвгений заявился участвовать в самой мощной категории, класс 250, и считает, что вряд ли выиграет, потому что большинство спортсменов старше него. Но говорит, что не расстроится в случае проигрыша.

На выходе вижу мужчину на красной «хонде-450». Навожу на него фотоаппарат. Он возражает:

— Не фотографируй меня на мотоцикле перед гонкой — это плохая примета!

Виталию Максименко 54, на мотоцикле он с шести лет, ездить учил отец. Виталий знакомит меня с сыном Леонидом, он тоже участвует -в заезде любителей.

И Виталий, и Леонид страстные поклонники мотокросса и уже, кажется, всю семью вовлекли — от дедушек до младших братьев и сестер.

…Трасса не слишком длинная, около четырехсот метров песка и кое-где глины. Но на ней умещаются стартовая прямая, повороты под девяносто и больше градусов, трамплины простые и разрывные (когда между взлетом и приемником есть пространство) и спуски.

В 12.00 открытие соревнований, спортсменов и зрителей приветствует директор школы «Старт XXI век» Андрей Утусиков.

На соревнованиях по мотокроссу семь категорий — классы 50, 65, 85, 125, 250 (это объем двигателя в кубических сантиметрах), а также отдельно соревнуются любители и ветераны. В каждой категории — два заезда по десять минут. В каждом заезде одна цель: проехать несколько кругов и прийти первым. В зависимости от места спортсмены получают баллы, после они складываются — так определяются призеры.

Первыми на старт выходят гонщики 5-8 лет в категории «класс 50». Спорт экстремальный, поэтому защитная экипировка обязательна -шлем, очки, защита груди, налокотники, перчатки, наколенники и мотоботы. Ребятишки встают на старт — шесть мотобайков у серой трубы. Отсчет времени и взмах желтого флага. Мотоциклы с ревом стартуют. Гонщики преодолевают повороты, выставляя ногу вперед, чтобы удержать равновесие, но получается не у всех: некоторые все-таки падают, но поднимаются и едут дальше, помогают тренеры. Трасса, говорят мне, сухая, и мотоцикл требует усиленного контроля.

ИННА БАРДАКОВА

Сквозь клубы пыли замечаю девушку. Ангелина едет на питбайке — тяжелом мини-мотоцикле. Eй 19, и опыт у нее не больше года, так что для нее это соревнование больше испытание себя.

— Я знаю, что призового места не займу, но боюсь получить травму, — говорит Ангелина. — Пальчик сломал — считай, все: руль держать будет трудно, значит, никаких соревнований, никаких тренировок. Я без этого жить просто не могу.

Особенно жаркая, как и погода, борьба разворачивается в классе любителей. Большинство гонщиков относятся к мотоциклу как к частичке себя. Про это мне рассказывает Александр Байкалов:

— Как максимальную скорость выжать, если ты не чувствуешь мотоцикл? Eсли ты, грубо говоря, просто будешь за него держаться, далеко не уедешь. Не чувствуешь мотоцикл — он тебя куда-нибудь выкинет, с ним нужно быть одним целым в повороте, в торможении, в полете. Он же по-всякому швыряет.

Спортивный мотоцикл — зверь норовистый, со своими особенностями, которые стоит помнить и учитывать, говорит мне Алексей Храмов, участник заезда любителей:

— У него мотор рассчитан на одни ускорения, то есть обычный мотоцикл может ровно ехать, более или менее с постоянным режимом работы, а этот — только полный газ. Мотор выдает сразу максимальную мощность. И вес у него маленький. Подвеска приспособлена для прыжков, приземления и для пробоев. У дорожного мотоцикла такого нет, он только по небольшим неровностям ездит. И, конечно же, резина «злая» — шашка, чтобы грунт цеплять. Грунто-зацеп по-научному.

…Снова ревут моторы. Через 15 секунд гонка по прямой на опережение — зрителей обдает волной пыли. Наверное, самим водителям плохо видно трассу. Но это не мешает им совершать прыжки на трамплинах — гонка любителей одна из самых зрелищных. Номер 185 заглох на повороте и потерял двадцать секунд, пока заводил мотоцикл. В итоге приехал седьмым. Ничего, может, еще постарается во втором заезде.

…В личном зачете золотые награды завоевали: «класс 50» — Александр Крутиков, «65» — Александр Хабазов, «85» — Юрий Микрюков, «125» — Иван Кишко, «250» — Андрей Будалин, среди любителей первым стал Антон Хабазов, а в классе «ветераны» — Сергей Дмитриев.

Следующий этап соревнований пройдет в сентябре.

***
фото: Заезд в классе любителей;Виталий и Леонид Максименко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта