Вредное обычно лучше продается
Фабрика «Окейч» производит сухарики, чипсы и хлебцы. Компания хочет повысить культуру потребления снеков. Об этом рассказала директор фабрики Eкатерина Истомина.
Идея делать снеки родилась не сразу.
— Однажды мне нужно было купить моему ребенку в школу угощение на весь класс, — рассказывает Eкатерина, — а в магазине только «мишки Барни». На тот момент я уже несколько месяцев искала идею для бизнеса — и тут эта история. Захотелось сделать полезный продукт в индивидуальной упаковке. Отталкиваясь от идеи быстрого, но полезного перекуса, дошли до снеков. Нам предложили обосноваться в индустриальном парке «Боровский», оставалось последнее место.
В мае 2018 года забили первую сваю, а запуск первой линии состоялся 19 июля 2019 года. Сейчас линий уже четыре, в месяц производят 50 тонн продукции, а ассортимент расширен до 35 наименований. Снеки продаются по всей стране. Eкатерина Истомина говорит, что сухарики с необычным вкусом (например, со вкусом васаби) лучше продаются в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионах, включая Тюмень, предпочитают классику — вкус сыра и бекона.
Ввод нового вкуса — дело долгое и крайне кропотливое. Сначала маркетологи анализируют рынок и предлагают идеи. Затем технологи разрабатывают несколько вариантов рецепта, ведь только оттенков чесночного вкуса — сотни. Когда методом проб и ошибок выбраны лучшие варианты, собирается фокус-группа из двадцати человек -попробовать и высказать свое мнение. Так определяется, что попадет на прилавки.
— Я смело могу заявить, что мы еще не дошли до идеала. Мы постоянно развиваемся, ездим на выставки, что-то добавляем и изменяем. В конце концов, мы не Lay’s, а тюменские ребята, которые ищут свой путь, — заявляет Eкатерина Истомина.
Были, признается Eкатерина, и неудачные решения. В попытке привлечь клиентов новизной они разработали черные сухарики (с активированным углем в составе) со вкусом мраморной говядины и трюфеля, но продажи были невысокими. Когда их уже думали снять с производства, на связь вышла московская компания, производящая снековые тарелки с орешками. Для удешевления производства они решили добавить в тарелку тюменские черные сухарики.
В 2019 году в ассортименте появились чипсы из натурального мяса: курицы, говядины, свинины и оленины. Это был полностью натуральный белковый продукт, но из-за того, что в процессе сушки мясо сильно уменьшается в объеме, себестоимость была достаточно высокой. Как итог — продажи катастрофически низкие.
— Сейчас очень модно здоровое питание, и везде трубят, как мало у нас полезных продуктов на полках. Но анализ рынка и статистика четко показывают: люди покупают вредное. Чипсы и сухарики продаются в разы лучше, а мясные чипсы нам в итоге пришлось убрать, — поясняет директор компании.
Но Eкатерина не оставила идею здорового продукта: фабрика производит каши, отруби и хлебцы, которые весьма популярны.
Сегодня на производстве трудятся около сорока сотрудников, оно на восемьдесят процентов автоматизировано. Благодаря этому «Окейч» без потерь пережил пандемию. Eдинственная трудность в поисках сотрудников — удаленность от города и нехватка обученных технологов. При приеме на работу Eкатерина ориентируется не столько на опыт и образование, сколько на желание развиваться и учиться.
Eще одна удача — уход из России зарубежных компаний. Ясно, что имеющиеся заводы никуда не денутся и их купят, но логистика занимает время, которое «Окейч» использует с умом, стараясь познакомить как можно больше людей со своей продукцией.
Честно признаться, я была уверена, что для производства сухариков фабрика скупает у пекарен остатки хлеба и сушит их, но все оказалось куда интереснее. Для производства используется сухая смесь из нескольких видов муки, соли, специй и воды, а вот дрожжей в составе нет совершенно. Вся эта смесь помещается в аппарат под названием экструдер, который под воздействием большого давления и высокой температуры буквально взрывает муку, после чего она попадает в матрицу с отверстиями нужной формы (шарики, слайсы, брусочки) и получается почти готовый продукт — его досушивают, сбрызгивают маслом и специями.
Сегодня «Окейч» активно развивается, достраивает третий по счету цех и готовит покупателям сюрприз — через несколько месяцев на прилавки поступят безглютеновые чипсы без масла.