X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Фермеры учатся бизнесу

1 июня в аграрном университете Северного Зауралья стартовала школа фермера. Курс рассчитан на 252 часа, на него записались 30 человек со всей области. Занятия ведут дистанционно.

В этом году школа сделала акцент на предпринимательстве. Ольга Кириллова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, организации и управления АПК, рассказала, что подобные программы реализуются повсеместно, но зачастую они далеки от реального сельского хозяйства и знания дают исключительно теоретические.

— Школа фермера нашего университета включает базовые теоретические знания, но их объем структурирован с учетом региональных особенностей и отраслевых характеристик вплоть до привязки к конкретному району. Уже третий поток слушателей проходит обучение по такому подходу, — поясняет Ольга Викторовна.

Занятия первого блока посвящены организационно-нормативным аспектам. Учащимся объяснили, что ИП не единственный вариант, рассказали, какую форму предпринимательства лучше выбрать в определенных условиях. В школе уже успели изучить вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, кадровой работы с персоналом с учетом выбранной отрасли и территориального размещения производства.

— Современные реалии рыночных отношений таковы, что малым фермерским хозяйствам сложно конкурировать на рынке без кооперирования и интеграции. Не все виды поддержки предприниматель может получить, оставаясь один на один с рынком. Создание кооперативов позволяет получать не только государственную помощь из широкого перечня, но и весомые гранты до 60 миллионов рублей, а также налаживать более выгодную логистику снабжения и сбыта, формируя крупные партии, -говорит Ольга Кириллова.

В каждом районе Тюменской области сформировано ядро потребительских кооперативов, но многие из них слабо реализуют свои возможности. Как заметили педагоги, в каждом потоке школы фермера были студенты, пришедшие с целью организовать именно кооператив и создать масштабное хозяйство. Слушатели имеют возможность узнать, какие перспективные формы объединения есть на рынке, как их адаптировать к возможностям хозяйств, ознакомиться с лучшими практиками в России и, что немаловажно, за рубежом.

Следующий блок — технологический. В нем дают знания по породам, сортам, способам ведения, организации процесса производства с привязкой к районным особенностям. Ведут занятия специалисты с многолетним опытом. Отдельно рассматриваются актуальные вопросы механизации и автоматизации. Многие слушатели приходили целенаправленно на блок по агромаркетингу (продвижению продукции). Как раз его и преподает Ольга Викторовна.

— Разница в способах продвижения молочной, мясной продукции и продукции пчеловодства колоссальная. Это при том, что все они относятся к отрасли животноводства. Для каждого потока провели актуальные маркетинговые исследования по рынкам их продукции, определили тенденции и каналы реализации. Особое место отвели вопросам цифрового маркетинга, логистики и интернет-продажам. Слушатели разработали себе дорожную карту цифрового маркетинга с учетом своих желаний и возможностей и уже начали ее применять. Кто-то создал группу в вайбере и социальных сетях либо бренд, сайт или гостевую страницу, используя доступные бесплатные конструкторы. Все слушатели уже разработали оптимальное продуктовое предложение для своего хозяйства. Мы учим стратегически маневрировать в борьбе за место на рынке.

Практику проводят с выездом к успешным предпринимателям. Овцеводы побывали на племенном заводе «Сибирь» в Казанском районе и в крестьянском хозяйстве «Дружба» (Заводоуковский район). Слушатели по молочному скотоводству посетили в Ялуторовском районе акционерное общество «Приозерное» и индивидуального предпринимателя, главу крестьянского хозяйства Петра Дубовика. Пчеловоды в Ишиме познакомились с индивидуальным предпринимателем Андреем Макаровым, а в Нижней Тавде — с работой ООО «Медовый Край». В первом случае слушатели изучили формат «бизнес для бизнеса», на второй площадке -формат перспективных направлений интеграции — агрофраншизу.

— Я хочу подчеркнуть, что знания даются таким образом, чтобы слушатель, принимая решение в своей рыночной деятельности, понимал, что ждет рынок в конкретном месте, какой товар по какой цене и как долго будет иметь этот платежеспособный спрос, какой ресурс какого качества он, фермер, имеет на входе, какой товар, работу или услугу он может предложить на выходе. И главное, на что фермер будет ориентироваться при принятии решения — как он будет продвигать свою продукцию и с какими барьерами может столкнуться.

Педагоги гордятся учениками прошлых лет. Ольга Викторовна со многими поддерживает связь, и особенно выделила Владимира Петренко, который пришел в школу уже с опытом в животноводстве. Сейчас у него свой бренд «Фермеры Петренко»: есть страницы в соцсетях, старшая дочь ведет блоги, освещает процесс выращивания животных, фермеры активно участвуют в тюменских ярмарках и проводят розыгрыши, привозят полевую кухню и тут же, на ярмарке, угощают покупателей.

Для себя педагог выделяет три группы студентов. Первые пришли с нулевыми знаниями (правда, их единицы). Отсутствие багажа они компенсируют энтузиазмом. У второй группы есть знания, как производить и продавать продукцию, но они ограничены только жизненным опытом, для развития и расширения знаний не хватает. И третья группа имеет сильную мотивацию, практический опыт, базовые знания, некоторые уже прошли другие программы подготовки, но им для расширения не хватает отраслевых знаний.

По мнению Ольги Кирилловой, знаний, полученных в школе, будет достаточно для полноценной работы, но всем студентам она рекомендует не останавливаться и регулярно развиваться. Тут как в медицине, постоянно появляются новые технологии и каналы, нужно постоянно учиться, чтобы обеспечить хозяйству успех.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта