На производстве чая у дяди Славы
Семья Коноваловых сидит за столом под раскидистой сливой — пришло время делать заготовки. Сегодня они ферментируют иван-чай.
Вячеслав Геннадьевич орудует скалкой с деревянными неострыми шипами: берет из пластикового пакета свежесобранные листья и несколько раз проводит по охапке. Раз, два, три — и на листиках появились дырочки.
А его жена Галина Георгиевна сидит напротив и руками формирует улиточки из продырявленных листьев на ребристой доске. А потом кладет эти скрутки на дно кастрюли. Сок, который выделяется через дырочки листьев, помогает им лучше скрепляться между собой.
— Мы стали занимается этим лет пять назад, когда я прочитал в интернете про копорский чай, — говорит дядя Слава.
Собирают иван-чай в сухую погоду именно во время его цветения. И лучше подальше от города. А если у дороги, то мыть перед использованием. Подозрительные листики Коноваловы выбрасывают, используют только чистые.
— Да, это процесс кропотливый, не каждый выдержит. Вот это мы будем сейчас часа два обрабатывать, — кивает Галина Георгиевна на большой пакет.
Я прошу у нее разрешения попробовать сделать улитку из листьев — получается какая-то неровная штуковина. «Для первого раза у тебя хорошо получилось», — ободряет меня тетя Галя.
Тем временем она укладывает скрутки рядами в большую кастрюлю, куда по завершении кладут сверху пресс. Это чугунная крышка, которая дяде Славе досталась от отца. Потом кастрюля ставится в теплое (не ниже 25 градусов) темное место, а процесс брожения занимает почти сутки.
— Я проверяю каждые три часа в конце цикла: надо, чтобы не перекисло. Должен быть ярко выраженный фруктово-медовый запах, -рассказывает Галина Георгиевна.
Потом закрутки нарезаются ножом на блинчики (кругляшки) и кладутся на сетку сушильной машины.
— В прошлом году я сушила в электропечке, в которой стряпаю на даче, а в этом году купили сушилку, электрическую. В ней получается быстрее, 45 минут примерно, а в обычной часа два делала. А цвет готовой продукции зависит от определенной температуры сушки. Черный получается при температуре 60 градусов, а зеленый — при 40-45 градусов.
От прошлого года у Коноваловых осталась всего одна баночка. «Мы угощали друзей, даже не хватило на всех, поэтому нынче сделаем побольше», — говорит Вячеслав Геннадьевич.
— Сами-то пьете свой чай?
— Конечно, весь год только его и пьем. Мы верим (читали), что иван-чай обладает лечебными свойствами.
***
фото: Дядя Слава и тетя Галя за работой;Подготовка листьев к ферментации.