Брутальная эстетика победила
Во вторник определена лучшая архитектурная концепция реновации бывшего ДСК-500.
В конкурсе участвовали специалисты из России, Германии, Италии, Франции и Турции. Защита концепций проходила в административном здании «Брусники» на улице Госпаровской. Члены жюри, которые не смогли приехать, смотрели онлайн-трансляцию.
— Команды работали два с половиной месяца день и ночь — очень ценно видеть такую увлеченность, -говорит председатель экспертного совета Ольга Романец, директор агентства инфраструктурного развития Тюменской области.
Каждая из одиннадцати команд представила жюри пятнадцатиминутный доклад. Нетрудно посчитать, что один просмотр презентаций, без перерывов и обсуждения, длился три часа, а вместе с перерывами и обсуждением — целый день. Вечером жюри объявило, что первое место заняла команда HADAA Architects в консорциуме с Eggert Engineering и S.A. Ricci. Второе место — у IND architects в консорциуме с «VK цифровые технологии» и Knight Frank. Замыкает тройку компания T+T Architects в консорциуме «Проект века. Спб».
Eще не зная о своей победе, архитекторы Георгий Тюгаев и Михаил Шварцман из HADAA Architects рассказывали мне, как ездили на экскурсию в пустующие цеха бывшего домостроительного комбината на улице Камчатской, как хотели почувствовать настроение места, и им пришла в голову аналогия с фильмом «Сталкер».
— Кого-то она может напугать, но нам понравилась сильная брутальная эстетика места, и мы решили сделать ее основным направлением визуального развития, — объясняет Тюгаев.
Чтобы транслировать эту мысль, архитекторы HADAA Architects предложили использовать черный бетон, черное стекло и деревянные конструкции — дань прошлому, ведь на комбинате выпускали сборно-щитовые деревянные дома для Севера, здесь был отлажен полный производственный цикл от обработки древесины до готового меблированного жилья.
Брутальная эстетика прекрасно сочетается со спортивными объектами и природой, доказывают авторы концепции.
— Мы сохраняем существующие фасады для производственного блока. Казалось бы, оцинкованные сэндвич-панели дешевые. Но они здорово выглядят, если сделать правильную расшивку, изменить масштабы профнастила, это придаст элегантность, но и расскажет нам, что мы находимся в зоне промышленного производства, — поясняет Георгий.
Промышленная зона будет перетекать в общественную, куда может попасть любой желающий:
— Тут мы ориентируемся на модель Хаффа, которая гласит, что чем дальше находится инфраструктура, тем больше она должна быть и больше сервисов предоставлять, чтобы человек не почувствовал себя обманутым, когда туда дошел. Поэтому мы хотим сконцентрировать все сервисы в одном месте, вместо того чтобы распределять их равномерно по объекту.
Открытая общественная зона свяжет административные корпуса с бизнес-инкубатором. Тут предусматривается благоустройство, торговля, обучение, лаборатории. Промышленная часть, поделенная на четыре блока, останется доступной только тем, кто там работает.
Клаудиа Риккарди и Марко Танзили, основатели Tari Architects, — из Рима. Они работали над концепцией в коллаборации с ООО «Сибирский центр проектирования» (Тюмень). Они тоже предложили идею перехода от общественного пространства к производственной зоне.
— Нам было интересно работать с уже построенным зданием, переосмысливая его концепцию, — говорят итальянские архитекторы. Перед презентацией они проехали по городу, чтобы составить впечатление о Тюмени.
— Заметно, что город развивается: повсюду башенные краны, -говорит Клаудиа.
В России Tari Architects принимала участие в похожем конкурсе в Eкатеринбурге, где нужно было разработать архитектурно-художественную концепцию концертного зала филармонии. Проект Клаудии и Марко занял второе место, уступив архитектурному бюро Zaha Hadid Architects. Также вторыми они оказались на международном конкурсе в Нанкине — проектировали технологический парк на месте бывшей табачной фабрики.
Проектный институт ЗапсибНИИ-проект из Новосибирска работал в консорциуме с коллегой из бюро М32 Маем Трунгом.
— Наш проект называется «Между садами». Когда мы увидели площадку, поняли, что по площади это как несколько кварталов города. Исходя из этого, мы проанализировали транспортные развязки и богатый природный потенциал, — рассказывает архитектор Петр Долнаков.
На центральной улице будущего технопарка у НИИ расположены три площадки или сквера — сквер Знаний, сквер Исследователя и агро-парк под открытым небом, где можно увидеть, как рекультивируется почва.
— Заброшенная площадка очень интересная. Там по всей крыше световые окна. У нас есть материалы исследования, где указано, что остаточная прочность объекта — 95 процентов, это очень много для такого здания. Оно 1987 года постройки, но двадцать лет не используется. Мы съездили на площадку, там видно, что природа уже вошла в это здание. Поэтому мы придумали скверы, где люди могут отдыхать после работы. Вокруг всего здания предполагаем сделать большой парк, ведущий к озеру Песьяному.
Какую из концепций ни выберет жюри, в любом случае этот проект станет визитной карточкой Тюмени, заключает коллега Долнакова архитектор Артем Гончаров.
— Я в Тюмени уже два дня, мне очень понравился город. Застройка Тюмени необычна ландшафтом и пропорциями. Некоторые кварталы мне особо понравились, — говорит их парижский коллега Май Трунг.
Он отвечал за разработку идеи ландшафтных парков как внутри, так и снаружи здания. На слайдах проект и правда выглядит очень зеленым.
— Что вы знаете о тюменском климате? — осторожно интересуюсь.
— Первая вещь, которую я сделал, работая над проектом, — изучил особенности садоводства в Тюменской области, а также особенности климатической зоны, — смеется Трунг. — Поэтому учел местные традиции земледелия. У нас три сада — и три темы. Один из садов будет, как теплица, всесезонный. А два других — это уличные.
Самыми последними на конкурс подали заявку ТИУ и мастерская архитектора Табанакова.
— Наш совместный проект называется «Мост». С ТИУ работать интересно, но оказалось очень непросто. Там в основном теоретики, а мы практики. Концепция рождалась в муках, — рассказывает Андрей Табанаков.
Основная идея — все минусы площадки превратить в плюсы. Поскольку там, помимо прочего, предполагаются бизнес-отели и хостелы, то проживающим нужна будет инфраструктура. «Мы предлагаем пробурить геотермальную скважину, сделать бассейн, — говорит Табанаков. -Да и вообще использовать водный потенциал объекта. А еще многоуровневую парковку, увеличив площадь здания».
— Вы видели эти цеха?
— Конечно, я даже работал с ДСК-500 как архитектор.
В перерыве я попросила поделиться впечатлениями Ярослава Ковальчука, члена жюри конкурса, архитектора и урбаниста.
— Первый проект (он и занял в итоге первое место, — Авт.) однозначно лучший. Он продуман. У него, правда, есть один недостаток -скучная архитектура, собравшая все банальности. Но что касается функционала, планировочного решения и обоснования — все сделано идеально и все реализуемо.
— С точки зрения быстрой реализации?
— Ну, совсем быстрой она не будет, слишком большая площадь, но и для первых шагов, и для долгосрочного планирования проект идеален. По нему можно идти и не терять главную идею, при необходимости — вносить корректировки.
Ковальчук рассказывает, что с утра членов жюри возили на площадку: «Она производит впечатление. Увидев цеха, я еще больше убедился, что первый проект реновации подходит. Остальные проекты тоже интересны, у каждого своя фишка. Но многие не совсем понятны и труднореализуемы».
Один из членов жюри, Руслан Кухарук, на правах главы города рассказал гостям об особенностях и перспективах микрорайона Тура.
— В прошлом году мы провели торги и определили подрядную организацию, которая сегодня занимается комплексным развитием территории, примыкающей к площадке ДСК-500. Комплексное развитие территории предполагает не просто расселение из аварийного жилья, но и свежие решения при строительстве новых жилых объектов, социальной инфраструктуры и благоустройства. Рассматривать реновацию площадки ДСК-500 в отрыве от работ по комплексному развитию территории микрорайона Тура невозможно, -сказал Руслан Николаевич.
Для городской власти ключевой момент каждой концепции — насколько она вписывается в городскую среду и учитывает территорию, примыкающую к Песьяному озеру.
— Мы предполагаем, что обновленный ДСК-500 станет центром притяжения не только для инвесторов, но и для горожан, — говорит Руслан Кухарук.
***
фото: Ольга Романец, Андрей Пантелеев и Руслан Кухарук у стенда Югорского проектного института;Архитекторы Олег Порошин и Андрей Табанаков у макета площадки;Проект «При/земление».