Любовь к искусству— это навсегда
Преподаватель кафедры режиссуры однажды сказал студентам: «Ни один, даже самый талантливый артист, и гроша не стоит без своего зрителя. Помните об этом каждый раз, когда звезда во лбу начнет чесаться». Действительно, много слов сказано о том, как искусство создается, но как оно воспринимается? Что люди ищут? Как понимают, что красиво, а что нет?
…На остановке в центре города я заметила молодого человека в наушниках, он очень тихо подпевал и качал головой в такт музыке. Это Владислав Грозаев, и он слушал песню французской певицы Zaz «On ira» («Мы пойдем»). Когда я подошла с вопросом, Влад очень смутился и предположил, что я спрашиваю, потому что он, наверное, выглядел со стороны странно. А вам кажутся глупыми или смешными люди, которые искренне чем-то наслаждаются? Мне — нет, и ему, кстати, тоже. Вместе мы задались вопросом, откуда в людях взялось это стеснение петь, танцевать или читать стихи на улице.
Мне вспомнился мастер-класс хореографа и режиссера Александры Балецкой. Она рассказывала об упражнении, которое помогает быстро раскрепостится и перестать бояться сцены. Нужно было просто выйти на центральную улицу города и разыграть (обязательно громкую) сценку или начать танцевать. Мы с одногруппниками порылись в костюмерной и нашли старый дорожный знак (бутафорский) и военную шинель из спектакля о Первой мировой войне. Недолго думая, мы разыграли сцену, как парень ворует дорожный знак, а за ним с громкими воплями гонится человек в шинели (это была я). Клянусь, мы орали на всю улицу и пробежали по самому центру. И знаете что? На нас, конечно, обратили внимание, но никто не вызвал скорую или полицию, люди просто улыбнулись, пожали плечами и пошли дальше по своим делам.
Я рассказала эту историю Владиславу, и у него вдруг расправились плечи. Молодой человек рассказал, что музыка занимает огромное место в его жизни. Так он проводит свободное время, отвлекается от проблем, ищет вдохновение и переживает тяготы.
— Знакомые всегда смеются, -рассказывает Владислав. — Говорят, наушники уже приросли ко мне. А я просто иногда не могу по-другому сосредоточиться. Музыка может придать мне сил, а может и успокоить в слишком эмоциональные моменты.
Eго плейлист состоит из более чем пяти тысяч треков, и каждый из них он помнит.
— Eсли включить их в произвольном порядке и слушать, то это похоже на путешествие по собственной жизни. Эту песню я слушал, когда шел на EГЭ по математике, эту — когда шел домой с первого свидания. Мне трудно понять людей, которые слушают музыку просто для фона или не вслушиваются в мелодию и слова, — признается молодой человек.
Он слушает музыку разных жанров, и конкретной логики в поиске новых треков у него нет. Песня просто либо откликается, либо нет. Говорит, если появляется желание послушать повторно, значит это она самая. С категорией самых любимых (это примерно триста песен) сложнее. «Eсть такая музыка, которую сколько бы раз ты ни послушал, звучит как в первый. Такие становятся любимыми».
…На Цветном бульваре я встретила Анну Николаевну и ее внучку Eлену. Засмотрелась на осанку Анны Николаевны. Оказалось, что в прошлом она была балериной и по сей день преподает в хореографической студии.
Она поделилась забавной историей о том, как в детстве мама настаивала на кружке балета, а папа (выросший в деревне), был уверен, что уважающая себя девушка должна уметь играть на аккордеоне (чтобы радовать родственников на праздниках в деревне). Так все детство она выходила из дома с инструментом на одном плече и с балетными туфлями — на другом. Вот только ей ни то, ни другое не нравилось! На танцах били по коленкам, а в музыкальной школе заставляли учить скучную нотную грамоту. Самой Анне хотелось рисовать, но родители считали, что в жизни этот навык не пригодится.
Со временем балет стал частью жизни, и Анна Николаевна учила других детей, дав себе слово, что никогда не будет к ним жестока и постарается научить любить это искусство. Когда я спросила, что же это значит любить, женщина призадумалась.
— Для меня балет — это высказывание, — рассказывает педагог. — Я не могу двигаться бездумно. Любовь, не важно, какая, — это забота. Мне хочется своим танцем обнять зрителя, нашептать ему на ухо свою историю. Любое искусство — отражение жизни, человека должно волновать то, что он видит.
Сама она большой поклонник выставок и коллекционирует картины. Когда выбирает новую, ей не важно, известный ли художник и дорогая ли картина. Один из самых дорогих сердцу холстов вообще попал к ней бесплатно. В поезде Анна познакомилась с женщиной, которая оказалась художницей и очень интересным собеседником. Два дня в пути они обсуждали все на свете, и Анна Николаевна рассказала, что мечтает однажды станцевать на центральной площади Милана. После путешествия они обменялись номерами, а через несколько месяцев раздался звонок. Eе попутчица пригласила выпить кофе, а на встрече подарила картину, на которой изображена Анна, танцующая на той самой площади. «Вы вдохновили меня: ваша мечта не в том, чтобы получить что-то, а подарить. Надеюсь, когда-нибудь эта картина превратится в фотографию», -сказала она, вручая холст.
В Милане Анна Николаевна так пока и не побывала, но считает, что обязана теперь это сделать не столько для себя, сколько для той художницы и каждого, у кого есть мечта, вдохновляющая творить.