X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Некрасивый самолет летать не может

За новые дороги и развязки мы привычно благодарим строителей. Хотя что бы те построили без проектировщиков?

Проектно-изыскательский институт «Тюменьдорпроект» (с 2013 года — дочернее предприятие «Мо-стостроя-11») основан 62 года назад как проектно-сметная группа. Специалисты института проектировали завершение окружной дороги и развязку улиц Мельникай-те и 30 лет Победы. Недавно получено положительное заключение на проект искусственного сооружения, которое станет частью строящейся автомагистрали М-12 в Татарстане. А нам особенно интересно, что «Тюменьдорпроект» разработает предпроектную документацию первого в городе автотоннеля под железной дорогой, который соединит улицы Первомайскую и Калинина.

Предпроектная документация -это обоснование инвестиций заказчика, поясняет мне генеральный директор института Роман Мещеряков. Точно знать заранее, сколько будет стоить тот или иной проект, невозможно, нужно провести подготовительные изыскания. Этот шаг не является обязательным, но специалисты института на нем настаивают — он ускоряет подготовку проекта.

— Первые в цепочке — изыскатели. Они составляют карту местности: здесь геодезия, геология, гидрометеорология, пожарная безопасность, воздействие на окружающую среду. Конечно, мы понимаем, что объекты строятся для людей, соответственно, нужно прочитать загруженность автомобилями, рассчитать транспортные потоки, учесть съезды, пешеходные переходы и светофоры, — говорит главный инженер Алексей Матора и в качества примера приводит будущий тоннель.

Проект заказчиком разделен на две части: сам тоннель и его продолжение в сторону улицы Фармана Салманова. Нужно просчитать даже точное количество жителей в районе будущего строительства и с какой стороны они предпочитают выезжать. Даже логистика доставки продуктов в магазины изменится. Предстоит учесть, как новая дорога повлияет на загруженность уже имеющихся, а значит, отследить транспортные потоки фактически всего города.

Среди основных сложностей Роман Мещеряков отмечает работу с инженерными сетями. Eще не придумали прибора, который как сканер исследует устройство подземных сетей и выдаст отчет, поэтому их изучение может занимать месяцы. Вторая сложность -изменение стандартов. Роман Николаевич помнит случаи, когда резкое изменение одного пункта стандартов отбрасывало всю команду, выполнившую уже две трети работы, на несколько шагов назад. Но он не помнит, чтобы заказчик на этом этапе отказывался от идеи строить объект. Да, хлопотно и дорого переносить магистральные газопроводы, высоковольтные линии электропередачи и теплотрассы большого диаметра. Но чаще всего заказчик к этому готов. Место для объекта выбирается в соответствии с генпланом развития города.

Предпроектная документация тоннеля обойдется бюджету в 44 миллиона рублей. В среднем стоимость проектно-изыскательных работ составляет от трех до десяти процентов от строительно-монтажных работ.

Eсть ли в мире сухих чисел и правил место творчеству? Главный инженер на мой вопрос отвечает вопросом:

— Вы считаете самолет красивым?

— Конечно.

— Чтобы сконструировать самолет, нужно учесть очень много нормативов. Сама форма самолета придумана с учетом правил аэродинамики. Eсть нормы прочности и так далее. В итоге получится самолет, а это красиво. Конструктор Туполев однажды сказал: «Некрасивый самолет летать не может». Сделанное правильно всегда красиво, — поясняет Алексей Матора.

Алексей Геннадьевич вспоминает свой первый проект, который он создавал в Тюмени (восемь лет назад он был приглашен в «Тюменьдорпроект» из Сочи) — развязку Мельникайте — 30 лет Победы. Инженер считает, что она действительно уникальная, ведь на маленьком пространстве построить такую сложную конструкцию было практически невозможно, но они это сделали, да еще и разработали девять вариантов проекта. Уникальный водоотвод, армо-грунтовые насыпи, даже вписанная парковка. Все это месяцы труда людей, которые просто рады, что наш город их усилиями считают не просто удобным, но и красивым.

***
фото: Руководитель третьей группы отдела проектирования автомобильных дорог Владимир Кошелев на рабочем месте.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта