Спасительный глоток воды
«Не спрашивай, по ком звонит колокол» — эти слова средневекового поэта стали эпиграфом к самому знаменитому роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». И с тех пор скоро уже сто лет они возвращают нас к мысли о бесценности человеческой жизни.
Снова и снова ты размышляешь об этом и вспоминаешь ушедших ровесников из комсомольской юности, — а другой у людей моего поколения, скорее всего, и не было. Потому что не пандемия, не затяжная болезнь унесли их, а стремительный смертельный тромб, притаившийся в их собственных жилах. Как выстрел из снайперской винтовки.
— На что похож тромб? — с этим вопросом я обратился к Дмитрию Хомутинину, заведующему отделением хирургической аритмологии областной клинической больницы N 1.
— Это такой сгусток. Как сладкая вата, которую детям делают. И, кроме того, так как она в жидкой среде, она жидкостью покрыта…
— А почему он ведет себя как пуля или осколок, который бродит в теле, может быть, годы, а потом срабатывает? Почему это воспринимается как неожиданность?
— Потому что он — тромб. Невидимый убийца. Можно по косвенным признакам предполагать, что есть риск возникновения тромбоза. И только если пациента что-то беспокоит, начинаются углубленные исследования. А тромбы бывают артериальные и венозные. И последствия тромбозов разные. Артериальный тромб в сердце с током крови — а там мощный ток -прилетает в головной мозг. И — закупорка сосудов головного мозга и последствия: ишемический инсульт, когда возникает обеднение кровотоков определенного участка мозга. Чем крупнее тромбированный сосуд, тем тотальнее последствия, тем большая часть коры головного мозга может быть повреждена.
— Я, скорее, пациент, чем наблюдатель, и знаю, что в сосудах могут быть разные вмешательства, и так возникают сюжеты для возникновения тромба…
— Инородные тела, по сути, являются провоцирующим фактором для возникновения тромбоза. А пациенты пожизненно принимают препараты, которые разжижают кровь и не дают образовываться тромбикам. Но есть и другие препараты, разжижающие кровь, их дают пациентам с дефибрилляцией предсердия.
— Фибрилляция — что-то вот такое (изображаю пальцами мелкую дрожь), да?
— Да. Вибрация. Раньше ее называли мерцательной аритмией, потому что предсердие мерцает до пятисот ударов в минуту — мелкие трепыхания. Там часто риск возникновения тромбоза. Турбулентность возникает, и возникают тромбики, они могут прилипать к стенкам, а могут улетать в главный кровоток и в мозг. Eсли это мелкие тромбики, то пациент может их даже не почувствовать. Потом, во время компьютерной, магнитно-резонансную томографии видно уже участки повреждения головного мозга. Рубцовые изменения. Но чем важнее участок головного мозга, тем существеннее последствия.
— Что же делать человеку? Играть с судьбою в чет-нечет?
— Когда есть заболевания сердечно-сосудистой системы, когда есть аритмия у человека, конечно, нужно принимать препараты, которые назначают.
— В чем судьбоносность этого заболевания?
— Судьбоносность?
— А разве нет?
— Тромбозы, конечно, могут быть и у молодых людей, спровоцированные интенсивной физической нагрузкой в жару. Тромб может закупорить легочную артерию — тоже грозное осложнение… Недавно пациент был из Омска. Он рассказал: там марафон проходил и при жаре — пять смертей было. Eго так и назвали — «марафон смерти». Было жарко, потоотделение, кровь сгущается. И если не компенсировать это…
— Носить с собой бутылочку с водой? Радикальное средство?
— В жару человек потеет, и кровь сгущается.
— А когда мы пьем?
— Через желудок вода всасывается, и кровь разжижается. Да, это одна из рекомендаций — в жару больше пить, тем более если физические нагрузки… Человек может не заметить, даже если на приусадебном участке работает…
— А когда вы бегаете в горах, тоже пьете воду?
— Да. Много.
— Много — это сколько?
— Десять километров — литр воды.
— Может ли человек себя контролировать?
— Знаете, как говорят: жажда -один из первых позывов, что у нас нехватка жидкости, а значит и, во-вторых, сгущение крови идет… Но как в спорте говорят — нужно не допустить состояния жажды. Надо предупредить и жидкость попивать…
— Отсюда вопрос: может ли человек быть внимательным и не допустить тромбоза?
— Ну, представить себе пятидесятилетнего человека, мужчину или женщину, без сердечно-сосудистых заболеваний, и чтобы он еще заинтересовался своим здоровьем? Это сложно, если его ничто не беспокоит. Ни давления повышенного или пониженного, ни слабости, ни головокружения не возникает… И представить, что он пойдет к врачу обследоваться?..
— «Нет ли у меня чего-нибудь»?
— Да. Eсли человек работает, он проходит профилактический осмотр раз в год. А если у человека ишемическая болезнь, тоже раз в год или в полгода — пациент под наблюдением, препараты ему выдаются, а он их пьет нерегулярно по разным причинам — уехал в отпуск, забыл…
— Скажите: тромбоз оперируется?
— Да, если успеть. Eсть так называемое временное окно. Тромб может быть подвержен лекарствам, которые растворят его. Либо существуют инструментальные методы, чтобы поймать тромб. Чем быстрее это сделано, тем меньше последствий отдаленных. У нас в больнице специальное неврологическое отделение создано. Можно спасти человека.
— Окно это как велико?
— При тромбозе коронарных артерий — девяносто минут. Для головного мозга — около шестидесяти минут от появления симптомов.
— Человек — хрупкое существо?
— Да я бы не сказал. То, о чем мы говорим — это случай. А так человек — живучее существо…
— …которое само сокращает свою жизнь всеми доступными способами.
— Вот вы спросили: как задуматься сорока-пятидесятилетнему человеку о своем здоровье? А мы, даже не задумываясь, свой автомобиль через десять или пятнадцать тысяч километров отдаем на ТО — масло поменять, тормозные колодки… А человек должен относиться к себе так же — хотя бы раз в год. Даже молодой человек, которого ничто не беспокоит. Мои друзья в беговой сфере попроще -им чтобы на забег попасть, надо справку получить. А чтобы справку получить, надо идти на медосмотр: кардиограмму, терапевта пройти. А чем старше становишься — тем больше болезней, и требуется консультация уже разных специалистов. Организм сам заботится, чтобы он дальше функционировал.
— А если не получается?
— У нас такие вещи если и случаются, то крайне редко. Это прогнозируемо — это тяжелые пациенты, которые попадают к нам в критическом состоянии, и ничего мы сделать не можем. Но когда нам удается вытянуть… Была ситуация: девушка умерла в магазине. Eе реанимировали и без сознания доставили сюда. Она погружается в медикаментозный сон, чтобы замедлить все процессы -мозговые и дальше… Деятельность сердечно-сосудистой системы контролируется препаратами. Потом постепенно отключаются седативные препараты и появляются рефлексы… И вот она живет и здравствует. Она потом родила ребенка. А потом и второго.
— И какой из всего сказанного вывод? Человек должен сам следить за собой? Мы должны себя любить и беречь?
— Следить за собой. Кроме парикмахера и маникюрщицы, ходить к терапевту и кардиологу. И своим телом заниматься и не губить организм.
***
фото: