Коллективные решения и личные убеждения Ольги Езикеевой
Ольга Eзикеева недавно избрана на должность президента областной торгово-промышленной палаты.
Она — командный игрок и верит в коллективные решения, но в то же время придерживается личных ценностей и убеждений и не собирается от них отказываться.
— А между правительством и бизнесом есть диалог?
— В Тюменской области я вижу пример плодотворного сотрудничества. Нынешняя власть открыта и ориентирована на прямой и честный диалог и с людьми, и с бизнесом. Задача власти — управлять регионом. А задача бизнеса — получать прибыль от своей деятельности. Но если бизнес становится излишне требовательным к власти, я не приемлю фразу «власть должна». Сразу вспоминается: «не помню, когда занимала»…
Позиция бизнеса — будто ему кто-то постоянно должен или обязан, неверна. Потому что предприниматели создают свое дело на свой страх и риск и под свою ответственность.
Однако в целом же интересы совпадают. И есть общее понимание, что если, например, не будет промышленности, то плохо станет и бизнесу, и власти, которая отвечает за людей, живущих на управляемой территории.
— Совсем недавно получил признание и оказался востребованным проект, что создавался при вашем активном участии, — «Капитаны бизнеса»…
— Проект содержит серию стратегических сессий по развитию предпринимательства в муниципалитетах области. Eго особенность в том, что в хорошо подобранной команде объединены региональные институты развития — инвестиционное агентство Тюменской области, главы поселений, муниципальные служащие, бизнесмены, талантливая молодежь и собственно «капитаны бизнеса» — сильные успешные бизнесмены регионального и российского уровней.
Цель «капитанов» — давать развитие начинающему бизнесу без выгоды и прибыли для себя как наставника. За каждым «капитаном» закреплен город, село или деревня, которые он курирует. Что получают члены команды? Молодой бизнес получает вектор развития. Муниципалитеты — импульс для развития своих территорий, чтобы — сделать их комфортными для проживания всех категорий населения.
А почему проект оказался востребован? Учтены интересы всех сторон. Все находят свое место, каждый участник на равных с другими и каждый важен. Даже мальчик из десятого класса, даже житель малого города, чье предложение тоже может оказаться бизнес-идеей.
Как пример — ресторатор Александр Соболев, генеральный директор ресторанного холдинга «Ассорти групп». Он провел в Ялуторовске сессию по созданию бренда «Блинная столица России» и консультировал ялуторовских предпринимателей. Блинная столица должна быть подтверждена не Масленицей один раз в году! Много лет эта идея витает в воздухе, но для того, чтобы сделать Ялуторовск привлекательной для туристов блинной столицей, надо предоставлять им 120 видов блинов!
А вот Александр Салмин — это капитан капитанов. Он проехал все муниципалитеты области. Eго насмотренность, его опыт позволяют давать точечные рекомендации и советы участникам проекта. Владимир Шевчик, главный по внутреннему туризму в Тюменском районе, курировал проект в одном из муниципалитетов области, который инициаторы сначала озаглавили «Шесть деревень». Он рекомендовал им подумать про название «Семь деревень», так логичнее звучит. И авторы проекта нашли еще одну забытую всеми, умирающую деревню. И она вошла в проект по созданию единого туристического маршрута.
— Этот проект нацелен на молодежь?
— Молодежь надо уметь слышать — им мы оставляем страну в наследство. Бывают откровения у молодых, к которым надо прислушиваться. И важно удержать их в своих городах: работой, жильем, комфортной средой. Просто разворот взгляда — ведь каждому поколению кажется, что мы лучше молодых. Надо смотреть, что они любят, к чему стремятся?
Eще важно, что масштабирование тюменского бизнеса идет в правильном направлении. И что занято этим молодое поколение. Например, для города Москвы Илья Пискулин — провинциал. А он делает в Сочи форум для трех тысяч застройщиков! И он пока не «капитан бизнеса», но он — патриот Тюмени, так как остается жить здесь, и основной его бизнес в родном городе. То же можно сказать и об Ильдаре Хусаинове. Eго «Этажи» уже федеральная компания, имеющая филиалы за рубежом.
— Ольга Леонидовна, в одном из интервью вы дали емкое определение понятию «сильная территория». А в каком направлении торгово-промышленная палата будет развивать взаимодействие Тюмени как областного центра и муниципалитетов малых городов?
— В Тюмени сейчас сложно новый завод построить, а в Викуло-во или Сладково — можно. Eсли там у людей будет работа, у них будут деньги, и будет желание их потратить. Их надо удерживать дома, а не вынуждать в поисках лучшей доли переезжать в большой город. Они не будут уезжать, если дать им возможность увидеть другими глазами то место, где они родились и живут.
В каждом муниципалитете можно найти свою точку роста. У каждого района есть своя особенность. Я верю в деревню, верю в село. Уже больше двадцати лет мы слышим про преимущества урбанизации и расширяем свои города за счет пригородов. Да, есть умершие деревни, но я верю в то, что надо правильно развивать территорию. Например, есть маятниковая эмиграция: вахтовики ездят только на работу и не меняют ПМЖ. Значит, можно этот фактор применять и для малых городов. Вот почему бы людям комфортные условия в Ялуторовске не создать? Состоятельным пенсионерам, например? Почему бы там не построить малоэтажные дома, создать коттеджные поселки? Можно сложить уникальный туристический маршрут, изменив угол зрения. Вот Ярково — это же не только родина Распутина.
Самый большой комплимент мне в последнее время был высказан в командировке в Ставропольский край. И глава города Железноводска говорит: «Да слышали мы, слышали, Тюмень — термальная столица». Это говорит человек из города, где Лермонтов писал про «водное» общество, которое было создано давно-давно, в XIX веке. И тогда я поняла, что мы точно достигли своей цели в продвижении Тюмени как центра туризма. К большому тюменскому трафику и транзиту надо теперь «подкрутить» малые города. Вот кто-то в Москве вспоминает, что он в нашем маленьком городке родился, и ему интересно посмотреть на свою родину. И он полетит чартером Москва — Тюмень. Надо научиться продавать маленькие муниципалитеты. Поэтому и учим их гостеприимству, сервису, где туристов покормить, что им показать.
— Какие сферы бизнеса или отрасли экономики приоритетны при выборе стратегии развития?
— Главная задача ТПП — сохранить лучшие традиции и добавить новые векторы развития. Все, что было создано до меня, будет бережно сохраняться. Торгово-промышленной палате в этом году исполняется тридцать лет, и обновленную стратегию нашей деятельности мы представим в ноябре. Будут однозначно созданы новые комитеты — по промышленности и туризму. Недавняя установочная сессия проекта «Ргопромышленность. Диалог бизнеса и власти» собрала 92 человека! Также продолжается работа над созданием карты возможностей региона. Примерно в конце октября этот проект созреет и будет обнародован.
Возможности ТПП — большие. Вся страна сейчас будет заниматься этими направлениями: промышленностью, внешнеэкономической деятельностью, сельским хозяйством и переработкой, внутренним туризмом. Мы как субъект федерации сильны, но есть возможность все это увеличить и приумножить.
***
фото: Ольга Езикеева.