Правда факта или просто искусство?
Одна. Режиссер Дмитрий Суворов. В главных ролях: Надежда Калеганова, Виктор Добронравов, Максим Иванов и другие.
Фильм «Одна» — об авиакатастрофе 24 августа 1981 года. За тридцать минут до посадки рейс Комсомольск-на-Амуре — Благовещенск столкнулся в небе с другим самолетом. В катастрофе погибли 37 человек, выжила лишь Лариса Савицкая, пережившая падение с высоты 5220 метров. Лариса очнулась посреди обломков самолета в непроходимой тайге. Трое суток она пыталась выбраться, а советские чиновники пытались замолчать катастрофу.
Вообще фильмы-катастрофы -моя отдельная любовь в российском кинематографе. Они искренние. Голливудских блокбастеров с такой темой сотни, и почти все они оправдывают свои кассовые сборы спецэффектами, уделяя судьбам людей куда меньше экранного времени. Наши же режиссеры понимают, что взрывами зрителя уже не удивить и стараются показать живых людей. Хотя отмечу, что компьютерная графика очень качественная.
Главная проблема, с которой сталкиваются создатели экранизаций (литературных или документальных источников) — неизбежное сравнение с оригиналом. Отсюда все эти «книга лучше», «все переврали», «в жизни не так». У «Одной» тоже есть пометка «Основано на реальных событиях». Это однозначно позволяет зрителю воспринимать историю на свой счет -ближе. История была, люди ее пережили, а самое страшное — и ты можешь оказаться на их месте. Это вынуждает сопереживать главной героине.
Правда, увидев пометку о реальности событий, зрители зачастую забывают, что фильм все-таки художественный, начинаются бесконечные поиски несоответствий. Eсли вы действительно хотите насладиться подобным фильмом, нужно принять правила игры: реальная история всегда лежит в основе сценария, но за режиссером право авторского взгляда, за сценаристом — додумать реакции, диалоги, параллельные сюжетные линии и второстепенные персонажи. Eсли вы дотошный любитель истории с зорким глазом на детали, то эту картину я вам к просмотру не рекомендую, лучше сходите на фестиваль документального кино.
Отдельный поклон исполнительнице главной роли Надежде Калегановой. Это ее вторая работа в кино, и справилась девушка блестяще. Калеганова играла в суровых условиях: тайга, она и камера — актерский высший пилотаж. Не скрыться за диалогами, нарядами, спецэффектами. Чистая актерская игра, фактически исповедь перед зрителем.
На мой взгляд, главный плюс этой картины в том, что она не сосредоточена на самой катастрофе. Она зациклена на надежде. Надежде выбраться, надежде рассказать правду, надежде больше никогда не увидеть страшных заголовков в газете. У фильма горькое послевкусие, потому что увиденное трагично и страшно. Но при этом не развивается страх авиаперелетов — только надежда, что история всех этих людей чему-то научила.
У режиссера Дмитрия Суворова получилось действительно честное кино, чего я, честно говоря, и не ожидала, ведь до этого он снимал в основном вульгарные комедии вроде «Суперплохих» или «Одноклассниц». С дебютом его в серьезном кино. Надеюсь, с этой картины открывается его новый режиссерский путь.