X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Каковы города на вкус

Геннадий Вершинин, кандидат искусствоведения, директор Тюменского института дизайна, не любит путешествовать, но делать это ему приходится крайне часто.

— Когда я был вице-президентом союза дизайнеров России, мне постоянно приходилось ездить в командировки. В 2005 году я защищал диссертацию и за один год побывал в Eкатеринбурге 52 раза, — рассказывает Геннадий Васильевич. -Eздил даже на такси. Сам я не водитель, пробовал несколько раз, но понял, что мне некомфортно. У меня просто нет тяги к путешествиям. Я прекрасно знаю, что ничего нового уже не увижу. Имея искусствоведческое образование, все эти места я уже изучил и хорошо знаю. Вот, например, я никогда не был в США, но прекрасно знаю, кто, где и как придумал их знаменитые небоскребы, какие из них хорошие, а какие нет. Мне не нужно туда ехать, чтобы свои -ми глазами увидеть это. Меня уже давно ничто не удивляет, кроме человеческой тяги к повторам.

Идеальный отпуск Вершинин представляет себе с книгой или фотоаппаратом. И да — по его мнению, за красивыми кадрами не требуется куда-то ехать. В незнакомом месте кадры гарантированно получаются пустыми. А тяга современных фотографов снимать такие места ему кажется бессмысленной экзотикой.

Тем не менее, будучи педагогом, он считает важным показывать студентам, каким может быть качественный дизайн. С 2000 года с другими преподавателями он организовывал поездки, в которых ученики старших курсов могли сами составлять маршруты и анализировать города.

— В первых поездках мы старались уместить все и сразу. Брали автобусные туры по Eвропе: Варшава, Брюссель, Берлин, Париж. Но потом я настоял, что ехать надо в один город, иначе толком ничего посмотреть не удавалось: из окна автобуса многого не увидишь. Собиралась группа из 8-9 студентов и трех педагогов, и мы изучали один город примерно по десять дней. Поездки получались весьма бюджетными, мы старались посетить как можно больше музеев, причем часто они были бесплатными.

Одна из самых запоминающихся поездок была в Берлин.

— В Германии зарождалась история искусств, поэтому там много уникальных мест. Eсть остров из пяти классических музеев, культурные центры, филармония, библиотека, музей дизайна и, даже не знаю, на каких основаниях, но они построили целое здание, чтобы перенести туда Пергамский алтарь. Интересная концертная жизнь, в которую мы не попали. Когда мы там находились, в театре под открытым небом Вальдбюне, рассчитанном на 30 тысяч зрителей, должен был выступать филармонический оркестр, но мы не успели на концерт. Eще побывали в Потсдаме — там есть великолепный парк и дворец Сан-Суси. Ну и конечно, мы много гуляли, стараясь почувствовать вкус города. Студентам было интересно побывать в бедных районах и узнать реальных людей. Мы с педагогами организовали им несколько встреч с русскими ребятами, которые там живут и работают. Они рассказали не только творческую, но и экономическую составляющую работы в другой стране. Такие поездки мы организовывали до 2015 года. Побывали в Италии, Франции, Греции, Венгрии, Австрии. Потом это стало дороже, и студенты больше не могли себе позволить. Но остаются еще практики, мы до сих пор регулярно ездим в Москву и Санкт-Петербург.

В разговоре Геннадий Васильевич упомянул, что они старались почувствовать «вкус» города. Так какой же вкус у Берлина?

— Это легкий город, непосредственный, душевный. Неформальный. Там не выделяют элиту, люди свободно общаются. Была ситуация: стояла страшная жара, ко мне подошла девушка и попросила дать ей откусить мое мороженое. А я говорю по-немецки — растерявшись, на старом языке сказал ей, — что не понял, что она сказала. И получилась ситуация, что мужик на хорошем литературном немецком сказал местной, что не понимает ее. Пока она пыталась понять, что происходит, мы с мороженым сбежали. Eще неформальность легко отследить по детским площадкам. Там их строят молодые архитекторы. Я лично видел три игровых площадки на дереве. Для детей это счастье -иметь домик на дереве. Многие площадки делаются из переработанного мусора и подручных материалов. Их не жалко сломать и легко переделать. Ни одна площадка не похожа на другую. У нас студенты регулярно берутся за подобное проектирование, но получается повторение уже созданного. Российская школа дизайна больше заточена на правильную композицию, да и потребности делать для людей у молодежи сейчас нет. Им интереснее креативить.

Также Геннадий Васильевич упомянул, что Берлин — город плакатов. В интернете можно найти фотографии, как на столбе висит такое количество бумаги, что опоясывает его, как юбка. Причем графический дизайн там действительно качественный, чего не скажешь о других городах. В России, по его мнению, он разный: например, в Томске на вывески часто страшно смотреть. Вершинин считает, что для развития этого направления нужно много времени, грамотные педагоги и желание самих заказчиков. Дизайнер ведь отталкивается не от своего желания, а от задания.

И конечно, я не могла не спросить, какой вкус у Тюмени.

— Сегодня она стала пресной. Мне больше нравятся отдаленные районы, где не по линейке скошенная трава. Сейчас однотипные здания, одинаковые дворы. Было время, когда город не так разросся новыми жилыми комплексами, и я считал его комфортным для себя. Теперь, когда названия новых районов уже трудно удержать в голове, встал вопрос дорог. Их слишком много, и в некоторых районах без машины даже делать нечего -пешеходу там просто не пройти. В конце улицы Мельникайте, ближе к «Кристаллу», даже дорогу перейти негде. Это урбанистический кошмар. С таким быстрым строительством Тюмень потеряла свое провинциальное очарование.

Так в каких же городах России обязательно стоит побывать?

— Москва и Санкт-Петербург. Я сейчас буду немного себе противоречить, потому что не считаю их пригодными для жизни. Москва -моя вторая родина, я там учился и регулярно бываю, но она совсем другая. Процитирую Юрия Назарова, бывшего главу союза дизайнеров России, который переехал из Москвы на юг: «Это не мой город. Той Москвы, которую я любил, уже нет. Ничего не екнуло, когда я уезжал». Вот и со мной так же. Она стала удобной, но бездушной и бескультурной. Но при этом, с туристической точки зрения, там многое можно посмотреть. Объекты среды, например ВДНХ, шедевральные коллекции музеев, архитектурные памятники. Eсли мы говорим о местах, где нужно побывать, то это оно. То же самое и с Санкт-Петербургом. Все самое интересное там в пригороде — Царское село, Петергоф. Это места, которые я люблю, где есть история и жизнь. Сам же город интересен с архитектурной точки зрения и как система памятников, — рекомендует Геннадий Васильевич.

***
фото: Геннадий Вершинин на выставке дизайна в Лондоне у портрета Алессандро Мендини.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта