Мало думать о деньгах, надо выть влюбленным
Андрей Кравцов, директор по международному сотрудничеству, член совета директоров компании ROBBO, приехал в Тюмень на форум «СУП» в поисках партнеров, чтобы расширить бизнес.
Компания ROBBO существует с 2007 года, франшизу продает с 2016-го. Головной офис находится в Санкт-Петербурге. Робототехнические наборы она также производит в Финляндии. По их программам учится более 100 тысяч детей в 28 странах мира.
— Многие в Тюмени заинтересовались вашим предложением?
— Я пообщался примерно с 15 предпринимателями, которых крайне заинтересовала возможность открыть здесь франшизу (сейчас ведутся предварительные переговоры — Д.С.).
— Прежде чем заходить на рынок, вы анализировали, кто может стать вашим конкурентом?
— Мы работаем с детьми от 5 до 15 лет. Обучаем на базе открытых технологий. На российском рынке в основном робототехника присутствует на компьютерах. Исключение — Lego, но там ребенок создает все из готовых блоков, потом использует микроконтроллер, моторы. Но это все не по-настоящему. Ребята не понимают, что внутри, значит, в будущем им будет сложнее стать инженером-новатором. Мы же учим детей, как создать устройство с нуля.
— Как зовут вашего друга? -смотрю я на маленького робота рядом с Андреем.
— Это наш красавчик — Отто. Это конечное изделие, которое ребенок может сделать. Оно состоит из трех частей: корпус, железо (аппаратные средства) и софт — душа робота, которая им управляет. Корпус — это 3D-моделирование; железо — схемотехника, микроэлектроника; софт — это программирование. Дети в процессе обучения создают свое устройство, происходит профориентация.
— Какие навыки формирует у ребенка робототехника?
— Она позволяет гармонично развивать человека, задействуя как левое полушарие головного мозга — отвечающее за точные науки, так и правое — отвечающее за творчество.
— На занятия, наверное, приходят исключительно мальчики?
— Это большое заблуждение. Минимум треть — девочки.
— В чем миссия вашей компании?
— Ребенок, который сможет до байтика разобрать программу и до винтика железяку, в будущем имеет больше шансов стать настоящим новатором. Мы фактически воспитываем будущее поколение инженеров, которое обеспечит технологическую независимость страны, и это применимо не только к России, а в принципе к любой стране мира. Именно поэтому мы -те самые русские, которые продали роботов японцам (в 2019 году компания ROBBO заключила договор о поставке продукции в Японию — Д.С.).
— Как происходит отбор потенциальных партнеров?
— Мы на входе фильтруем предпринимателей, нам важно, чтобы у человека были одинаковые с нами ценности. К нам приходят не просто заработать деньги, мы занимаемся детским образованием, надо быть влюбленным в это.
— Как узнать, подходит ли кандидат?
— У нас есть специальный бизнес-тренажер для предпринимателей, «Робоклуб». Мы всех кандидатов на роль франчайзи приглашаем поиграть. Механика, как в «Монополии», — кидаем кубик, ходим по малому кругу, развиваем один кружок робототехники. Когда у нас накопилась определенная сумма, появился управляющий, мы переходим на большой круг, и там уже цель — построить сто кружков робототехники. Все события в игре связаны с жизнью реального робототехнического кружка. Например, подняли аренду, открылся конкурент, ушел педагог, затопили соседи, пришли с проверкой. Конечно, не только негативные события, но и позитивные. Здесь есть карточки расхода, пустые, не влияющие на баланс. Тем не менее карточки, которые мы вытягиваем, влияют на управленческий баланс, экономику кружка, которую игрок грамотно должен вести во время игры.
— Необычный способ тестирования.
— Для многих из тех, кто покупает франшизу, — это первый бизнес. В стране довольно низкий уровень финансовой грамотности. Людей нужно учить предпринимательству, а эта игра решает проблему. А для нас это фильтр, чтобы посмотреть, насколько предприниматель вовлечен, заинтересован.
***
фото: Андрей Кравцов.