Адаптация к ФГОС пройдет быстро
В новом учебном году школьники 1-7 классов переходят на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты. Что это значит для педагогов, детей и родителей?
ФГОС — это совокупность требований к программе образования. В стандарте описаны результаты, которые должны быть достигнуты педагогами и учениками. В соответствии с ним создаются учебники, методические материалы, учебные программы.
ФГОС-3 начали разрабатывать еще в 2018 году. Как пояснили в областном департаменте образования и науки, для поэтапного перехода пришлось проанализировать кадровую и материально-техническую готовность школ, организовать работу с родительскими комитетами и управляющими советами школ, также обсудить вопрос на заседании общественного совета при департаменте, который одобрил порядок перехода. Переход поэтапный именно потому, что учиться по новым стандартам будут дети с первого по седьмой классы, а в некоторых районах области в 1-5 классах.
Директор городского департамента образования Дина Горковец уточнила, что стандарты стоит называть именно обновленными, а не новыми, так как в них нет существенных изменений.
— Мы не отказываемся от посылов и принципов стандартов, действующих с 2011 года. ФГОС обновлены в части подходов в организации, в частности, внеурочной деятельности, — говорит Дина Николаевна. — Самое главное, чтобы мы обеспечили единство содержания образования. Обновленные образовательные стандарты определяют, что одним из важнейших результатов освоения программы должно стать развитие личности учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Так в чем же новизна? В обновленных стандартах конкретизированы требования к обучающимся. В предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определенных компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать. А ребенок, которому приходилось менять школу, мог столкнуться с разницей между программами. Теперь при переходе проблем не возникнет.
Кроме того, в обновленных стандартах сделан акцент на мягкие навыки (soft skills). Эти базовые умения и качества нужны в любой сфере деятельности, например, критическое мышление, тайм-менеджмент, креативность, лидерские качества.
В стандартах подробно указан перечень навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи) и форматы, с помощью которых их можно достичь (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее). Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное). Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. Учитываются возрастные и психологические особенности учеников, что призвано исключить перегруженность.
— Отличительной чертой обновленных стандартов является наличие требований по формированию функциональной грамотности обучающихся и навыков применения знаний на практике, — продолжает директор департамента образования. — Важно отметить, что в этой ситуации речь не идет о введении нового предмета. И это не влечет за собой увеличение нагрузки на школьников. Предметные области и перечень входящих в них предметов в целом не изменились. Eсть дополнение в предметной области «математика и информатика»: в седьмом классе появится предмет «вероятность и статистика».
Что касается системы оценок, то тут глобальных изменений тоже не планируется. В ФГОС-3 допускается введение оценки «зачтено» по изобразительному искусству и музыке, а также по физкультуре для школьников, которые по медицинским показаниям отнесены к специальной медицинской группе. Это не является повсеместным и обязательным, решение школы принимают самостоятельно.
Для профориентации в школах сформируют медицинские и педагогические классы. 1 сентября начнет работу областной центр выявления и поддержки одаренных детей «Новое поколение» на базе физико-математической школы. Центр создан по принципу образовательного центра «Сириус» в Сочи и будет готовить одаренных детей к участию в олимпиадах и конкурсах. Дина Николаевна считает, что появление центра очень своевременно, так как Тюмени давно пора сделать рывок в работе с одаренными детьми. Кроме того, в системе «Электронная школа Тюменской области» у каждого ученика появится онлайн-портфолио. Это поможет собрать в одном месте все достижения ученика.
Один пункт в стандарте третьего поколения вызвал негативный отклик. Дело в том, что стандарты допускают использование электронных учебников. Родители испугались, что это означает полный отказ от бумажных носителей, а значит, дети будут больше времени проводить в планшетах (которые, как думают родители, придется покупать за свой счет).
— Произошла своего рода подмена понятий. Цифровой образовательный ресурс может быть использован в образовательном процессе, если нет бумажного варианта или если есть необходимость пользоваться дома, чтобы не носить тяжелые учебники каждый день с собой, — уточняет Дина Николаевна. — Также электронные ресурсы могут использоваться как дополнительные материалы, если они требуются учителю. Это ни в коем случае не значит, что мы отказываемся от бумажных учебников или цифровые ресурсы могут заменить учителя. Это относится и к переходу на онлайн-образование. Таких планов не было и нет. Eдинственное исключение — рост заболеваемости и переход на дистанционное образование по распоряжению оперативного штаба или во время актировок.
А что же с учителями? Ведь большая часть адаптации к обновленным стандартам легла на их плечи. В департаменте образования и науки Тюменской области пояснили, что провели массовое обучение педагогов и информационно-разъяснительную работу с родителями. Кроме того, с сентября 2021 года учителя области принимали участие в апробации рабочих программ по учебным предметам, получали методическую поддержку в рамках работы на еженедельных вебинарах по обновленным ФГОС. Предметники прошли дополнительное обучение в ТОГИРРО.
Eдинственный нюанс — все те же учебники. Не все они адаптированы под обновленные стандарты. Для помощи педагогам в Тюмени организовали муниципальные рабочие группы по разработке программ. Там были написаны и изданы методические материалы, собрана вспомогательная база материалов, чтобы помочь педагогам адаптироваться так же быстро, как и детям.
***
фото: Дина Горковец