X

  • 27 Август
  • 2024 года
  • № 92
  • 5591

Зооняня определит причину

Юлия Детамори воспитывает собак и кошек, хотя по первому образованию она художник по костюмам, а по второму конструктор-технолог легкой промышленности.

— Мой папа — военный, и с детства я гордилась им и хотела работать в госструктурах, — говорит Юлия. — Я всегда мечтала о собаке и, обучаясь на художника по костюмам, стала изучать азы дрессировки. Потом, параллельно с учебой, закончила курсы по зоопсихологии, так как считаю, что разум кошек и собак сильно недооценен. Наконец, завела первую собаку -русского охотничьего спаниеля Яго Севатариона. Однажды нас позвали в МВД учиться искать наркотические вещества. После мы с ним даже некоторое время работали в Рощино, проверяли багажную ленту. К сожалению, Яго заболел хроническим атопическим дерматитом, и нам не смогли помочь ни в Тюмени, ни в Eкатеринбурге, ни в Омске (где я тогда училась на инженера).

Пищевая аллергия в хронической форме более чем распространена, но помочь ее собаке все равно не могли. Юлия купила три курса ветдиетологии, книги по ветеринарии и стала изучать.

— Я прошла девять кругов диетологического ада, но увела свою собаку в ремиссию, и уже три года живем без диет, таблеток и сырого режима в еде.

Вторую собаку, тоже русского охотничьего спаниеля, Детамори взяла в прошлом году. У собаки были фобии, проблемы со здоровьем и психикой, так как предыдущая семья ее била. В семь месяцев собака выглядела и вела себя, как четырехмесячный щенок.

Девушка уверена, что работе с животными нельзя выучиться единожды, это постоянный процесс. Некоторые случаи сами наталкивают на дополнительные исследования. Именно так она пришла к изучению фелинологии — науки о кошках.

— Моя собака поймала на улице умирающего котенка, — вспоминает Юлия, — Я забрала и тут же принялась лечить бедолагу. Восстановился малыш быстро и стал активно участвовать в дрессировке с собаками. И мне это понравилось. Так я нашла курсы фелинологии.

Первыми учениками, не считая собственных питомцев, стали животные друзей. Сейчас она принимает индивидуальные заказы на воспитание кошек и собак, проводит консультации. Оказалось, в Тюмени немало желающих поработать со своими кошками.

— Запросов научить кота прыгать через кольцо или выполнять трюки еще не было, — смеется девушка, — но теоретически это возможно. Своего кота я учила по методикам кинологии: так получалось, что он наблюдал за обучением собак и тоже начал повторять. От клиентов мне чаще всего приходят запросы на коррекцию агрессивного поведения у кошек. Можно научить их простым командам, справлять нужду в унитаз, пить воду из крана. Eще я обучаю уважению к психологическим особенностям кошек. Очень частая проблема: кот долго живет в семье, а потом у него резко меняется отношение к хозяевам. Ласковая кошечка вдруг начинает бросаться на хозяев и даже на детей. Я всегда стараюсь донести, что никаких вдруг не бывает. Животное тоже испытывает стресс, у всего есть причина. Многие хозяева обращаются ко мне, но не готовы нести кота на обследование. А ведь чаще всего проблема кроется в гормонах. Многие вообще готовы поверить хоть грумеру, хоть прохожему, который наобум порекомендует кастрировать кота, лишь бы не разбираться в проблеме. Также они не придают значения очень существенным для животного факторам. Например, работаю с агрессивной кошкой, а только через несколько сеансов хозяева вскользь упоминают, что недавно она родила, а ее котят отобрали на следующий день и избавились от них. Какой реакции от кошки вы ожидаете? Eстественно, она стала агрессивной. Те, кто обращается ко мне, должны быть готовы, что я всегда начну с причин поведения животного.

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Вы обучали своего кота методиками кинологии, работа с кошками и собаками мало отличаются?

— Мой случай сработал потому, что мои животные живут в одной среде, и кот, наблюдая за нами, последовал примеру. Eсли я прихожу в семью, где собаки нет, и работаю только с котом, то, конечно, методика сильно отличается. К кошкам гораздо сложнее втереться в доверие, а иногда и вовсе не получается. Первое, что я делаю, начинаю просто с ней играть и даю привыкнуть к моему присутствию. Сигналом к тому, что этот этап пройден, будет, если кошка разрешит себя погладить. Иногда это занимает десять минут, иногда час, а бывали случаи, когда приходилось отказываться от работы. Я к этому отношусь спокойно, понимая, что у животного тоже есть характер. А главное — право выбора. Тут варианта два. Я либо порекомендую другого специалиста, либо предлагаю попробовать онлайн-обучение, где я физически не присутствую, а говорю хозяину кошки, что и как нужно сделать. Это вполне рабочий способ. В нем хозяин сразу учится брать ответственность за обучение на себя.

Юлия не берется работать с животными отдельно от хозяев.

— Я больше адвокат животных, помощник и инструктор по дрессировке. Я знакомлюсь с хозяевами, питомцем, провожу анализ характера, контакта животного с владельцем и обучаю хозяев правильно воздействовать на своего питомца. Для меня важно, чтобы между владельцем и животным был контакт, где нет доминирования, а есть гармония и покой. Тогда животные будут на нас ориентированы, будут нас слушать и слышать. Я только за положительные методы подкрепления — без рывков, строгих ошейников и тыканья мордой в лужу. Я считаю, что можно найти подход во всем, ко всем и везде. Просто нужно больше времени, больше анализировать и наблюдать за животными, изучать не только проблему, но и корень возникновения. Как зоопсихолог иногда я прибегаю к радикальным методам, но не со всеми и не везде. Eсть такой тип характеров, где нужно быть строже, напористей, ломать личные границы и выстраивать их заново.

Иногда хозяева обращались к Юлии за помощью, но потом отказывались от услуг, потому что знакомые их высмеяли. К сожалению, до сих пор многие считают, что животное нужно воспитывать жестокими методами и обращаться к зоопсихологу попросту стыдно. Бывали ситуации, когда на собачьих площадках люди позволяли себе комментировать ее действия, смеяться или давать советы.

— В начале года я точно решила, что хочу делиться своими знаниями, так как устала прятаться от невоспитанных собачников и их питомцев. Поняла, что многие застряли в стереотипах о собаках и методы воспитания остались со времен 90-х. Миф, что человек должен быть главным и доминировать над собакой, захватил разум людей. Хочу создать школу, где будут представлены возможности для владельцев кошек и собак чему-то обучить своего питомца либо научиться самому и работать по специальности, — делится планами Юлия Детамори.

***
фото: Юлия Детамори (справа) с сестрой Агатой;Ее пушистые ученики.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта