X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Увидеть великого везунчика

9 сентября. Музейный комплекс имени Словцова. Вставка «Три эпохи Марка Шагала»». Первую экскурсию по экспозиции гостям провел коллекционер Павел Башмаков, который и привез ее из Санкт-Петербурга. Он называет художника «великим везунчиком», и кажется, это лучшее его описание.

Он прожил 97 лет и еще при жизни стал одним из самых известных и продаваемых авангардистов XX века. Но, как мне кажется, главным его везением стала возможность обрести любовь настолько сильную, что ее образ смотрит на вас почти с каждого полотна.

Вот вам загадка. В каждом зале висит портрет Марка Шагала в разном возрасте. Причем почти на каждом у него немного рассеянный взгляд. Он будто с нами, но мысленно где-то далеко, возможно, в одном из полетов, которые так часто фигурируют в картинах. Хорошенько рассмотрите портрет художника, а дальше в картинах просто ищите его черты. Найдете практически в каждой. Чаще он рисует себя на вторых ролях, в массовке, словно давая понять, что даже самые абстрактные сюжеты были его реальностью. Но есть полотна, где персонаж, подозрительно похожий на него, на первых ролях. Но никогда он там не один.

Белла Шагал. Eго первая жена, муза и любовь всей жизни. Мы знаем, что Белла скоропостижно скончалась от болезни, и после в жизни Шагала были и другие женщины. Вот только творчество говорит однозначно — она в его сердце единственная. В воспоминаниях современников отмечено, что он говорил о ней только в настоящем времени, даже через много лет после ее смерти.

Анна Ангел

Именно Белла смотрит на нас добрым, немного растерянным взглядом с самых известных картин Шагала. И всегда он рядом с ней. Неважно — в центре ли они сюжета или затерялись в массовке — они всегда вместе.

Величайшим везением стоит признать и то, что после потери любимой он встретил свою вторую жену Ваву. Валентину. Историки говорят, что она была одной из тех женщин, которые берут, как бы помягче сказать, быка за рога. Она вывела его из депрессии, следила за работой и питанием. Именно в их браке его картины неимоверно выросли в цене, потому что она выступала, как говорят сегодня, менеджером. Удивительной силы женщина, биографию которой я советую прочитать. Но места на его холстах ей так и не нашлось.

Eще Марку Шагалу повезло с городами. Тут можно рассматривать и его родной город, и второй дом, и место, в котором побывать смог далеко не каждый человек его происхождения.

Шагал родился в еврейской семье в Витебской губернии. И его родные места тоже регулярно фигурируют в картинах. Покосившиеся деревянные дома, нарисованные с неимоверной теплотой, достаточно внезапно соседствуют… с Эйфелевой башней. Дело в том, что Париж был большой мечтой Шагала, которая воплотилась в жизнь. И ведь самое удивительное — в обоих местах его любили. Да, после прихода советской власти Шагал уехал, и на долгие годы о его творчестве забыли, но в 1970-е годы он приехал на открытие собственной выставки в Эрмитаже. Марк Шагал тогда посетил Ленинград и Москву, а вот третьим в маршруте должен был стать родной Витебск. Но он отказался ехать. Разлюбил? Нет, любил настолько, что побоялся туда приехать и разрушить память родных мест, которая до последних дней грела сердце художника.

Eго любимую деревню можно встретить в цикле иллюстраций к гоголевским «Мертвым душам». История тут интересная. Когда Шагал переехал в Париж, известный издатель Амбруаз Воллар предложил ему проиллюстрировать другое произведение, но Шагал настоял именно на «Мертвых душах». Знатоки Гоголя сразу бросятся искать знакомых персонажей, но найдут не сразу. Персонажи от картины к картине (а их в этом цикле 105) меняют лица, ведь они здесь не главные герои.

Анна Ангел

Главным персонажем великий художник выбрал город N, который подозрительно похож на Витебск. На момент создания этого цикла Шагал уже обосновался в Париже, но сделал оттиски своих работ и отправил в Эрмитаж, где до сих пор хранится его письмо, подписанное — «сын русского народа».

Другое неоспоримое везение -в 30-е годы ему удалось побывать в очень важном для себя месте -Святой земле. В те годы добраться до Иерусалима и Назарета было делом действительно непростым, так что определенно стоит записи в списке жизненных удач. Да и проделал он этот путь неспроста: ему поступил заказ на создание серии работ, посвященных Библии. За заказ он взялся с энтузиазмом и обязательным условием, что ему требуется поездка на Святую землю.

Узнать эту серию на тюменской выставке несложно — именно в этом зале вдруг появляются яркие цвета. Интересно, что изначально серия была исключительно графической, но пользовалась такой популярностью, что художник решился создать вторую (работы в ней не повторяются), только уже цветную. Выполнена она в традиционной еврейской колористике, где каждый цвет имеет определенное значение и закреплен за отдельным персонажем. Искусствоведы посвятили этому многостраничные труды.

Конечно, всю жизнь Шагалу встречались удивительные личности, которые по достоинству оценили его талант. Тут и Максим Виновер, который, распознав талантливого юного художника, оплатил ему учебу сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Париже. И советский нарком Анатолий Луначарский, который сделал Шагалу документ для путешествия на его собственную выставку в Берлин и посоветовал не возвращаться. Тут упомянутый ранее Амбруаз Воллар, давший ему первые крупные заказы, которые прославили художника в Eвропе. И еще множество людей, ставших неотъемлемой частью успеха, который мы можем наблюдать спустя столько лет.

Марк Шагал был удивительным художником. Сначала его работы, как и любого авангардиста, удивляют. Нужно присмотреться, привыкнуть, выйти за рамки собственных представлений искусства. Именно в тот момент, когда вы перестаете задаваться вопросом «а что здесь нарисовано?», вы поймете, что тут все. Все, что вы сами хотите увидеть.

Анна Ангел

***
фото: Павел Башмаков рассказывает;Мы с Шагалом;Живопись и музыка — сестры.;Марк и Вава

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта