Как снизить издержки, не ухудшив качество
С 1 сентября продукция сыроварен наравне с другой молочкой подлежит объемно-артикуляционному учету по системе цифровой маркировки «Честный знак».
Татьяна Нохрина из Исетского нашим читателям знакома: она занимается производством натуральных сыров из фермерского молока по европейским технологиям. Свою сыроварню женщина назвала «Исетская коза».
— Работаю одна, имею статус самозанятой, плачу налог на профессиональный доход. До введения поправок у меня все было в одном приложении, — объясняет женщина.
Узнав о новых правилах оборота сыров, Татьяна задумалась о смене юридического статуса, хочет продавать сыр по договору гражданско-правового характера как излишки. Женщина признается, что раньше были минимальные требования. Она изготовляла несколько сортов, на их производство у нее есть сертификат.
— Новая система «Честный знак» и старая — «Меркурий» друг друга дублируют в очень многих позициях, — уверяет сыровар. — Я думала, что если поставщик у меня зарегистрирован в «Меркурии» и я беру у него молоко, то мне уже не нужно регистрироваться в системе, все происходит автоматически. Оказалось, что это не так. Но с этой проблемой я уже научилась жить.
Система маркировки «Честный знак», введенная в прошлом году, потребовала покупки дополнительного оборудования.
— Теперь каждый кусочек сыра нужно чипировать и при продаже сканировать, чтобы занести в систему, — рассказывает Татьяна.
«Я не хочу масштабироваться до заводов, каких-то многотонных цехов. У меня достаточно покупателей. Они покупают сыр не каждый день, но берут много, — объясняет Татьяна. — У меня четверо детей, мне нравится такой темп работы».
Татьяна признается, что масштабироваться было бы проще, если бы не было проблемы с кадрами. В селе трудно найти не то что сыровара, — простым продавцом никто не хочет работать.
— На мне сейчас поиск поставщиков сырья, производство, маркетинг, продажи, вся отчетность, -рассказывает Татьяна. Да даже если я сейчас найму сотрудников, мне придется менять статус и выходить на другой режим налогообложения. Сейчас я плачу только за проданный сыр.
Нельзя сказать, что местные власти не оказывают совсем никакой помощи. От муниципалитета женщина ездит бесплатно на образовательные программы и форумы.
— Я стараюсь не упускать возможности. В прошлом году прошла школу бизнес-маркетинга от инвест-агентства Анны Русаковой, — говорит Татьяна.
Не раз слышала мнение, что местные производители из-за новых экономических реалий должны быть на подъеме, в госзакупках они получили приоритет.
— К примеру, сыр с плесенью варится с сентября по апрель. Иначе он быстро набирает кислотность, и там не успевают пройти нужные процессы, — объясняет сыровар. Малому бизнесу трудно бороться с крупным. Но у фермерской продукции немало ценителей, уверенных в ее экологичности.
— У мелких производств результат может быть разный даже из-за отсутствия PH-метров. Да, у меня есть документы, что животные здоровы. Но именно на кислотность, на жирность и белок, прямо до сотых, у меня не получится измерить партию. Возможно, с новыми правилами легче справятся такие сыроварни как «Сырник», «Ингала», «Синьор Джованни», -предполагает Татьяна.
— У нас появились сложности с документооборотом, регламент усложнился, — говорит Александр Арбатский, директор по развитию сыроварни «Ингала».
Сотрудники сыроварни «Ингала» подтверждают факт передачи товара накладными — они должны быть и электронными, и бумажными. Движение готовой продукции фиксируется в системе «Меркурий», после — в системе «Честный знак». Всю базу выгружают в приложение «Онлайн.чек». После отправляют ее в бумажном и электронном виде в налоговую.
— В итоге в шести местах я фиксирую факт продажи кусочка сыра, — говорит Арбатский. — И это в XXI веке! Нарушение грозит приостановкой деятельности. Я бы это назвал диверсией против предпринимателей и покупателей.
Александр отмечает, что новые программы часто зависают, их технической поддержкой занимаются некомпетентные специалисты, не способные ответить на вопросы. Чтобы вести дополнительную отчетность в системах, руководству «Ингалы» пришлось нанять в штат специальных сотрудников, которые совершенно не задействованы на производстве. Это увеличивает издержки и ведет к удорожанию продукции для потребителей.
— Я знаю, что некоторые предприятия закрылись, потому что не вписались в документооборот.
Сыровары вместо оформления дополнительной кипы бумаг могли бы заниматься изготовлением новых сортов, обучением сотрудников, участием в выставках, в конкурсах.
— Складывается ощущение, что есть лоббистские группы, которые создают программное обеспечение и хотят его как-то окупить, используя государственную машину, — предполагает Александр. — Eсли раньше, чтобы продать молоко, его необходимо было везти на станцию получить справку, то теперь одна сторона нажимает кнопку — отправили молоко, другая — получили. Вот так готовится электронный сертификат. Электронно все хорошо.
У сыроварни «Ингала» есть две торговые точки. Чтобы директору с собственного склада привезти сыр в свою же торговую точку, он должен оформить полный пакет документов. Перевезти товар с одной торговой точки на другую нельзя, не предусмотрено, иначе товар станет нелегальным. Поэтому изначально нужно понимать, что куда поставлять, где спрос больше на одну позицию, а где — на другую.
— Было бы гораздо лучше остановиться на онлайн-кассах. Они и так показывают, что и где находится, — объясняет Александр. -Всем потребителям и предпринимателям залезли в карман, сделали множество сложностей, причин, чтобы закрывались предприятия. Все эти новшества в итоге оплачиваем мы, нас вынуждают поднимать цену на продукцию.
Непонятно теперь, как конкурировать с массмаркетом. Фермеры только доказали, что сыры могут быть натуральными, только объяснили, чем они отличаются — и вновь продукция стала потребителю не по карману.
— Крупные предприятия могут поставить автоматические системы маркировки, потратив на них от пяти миллионов рублей. В итоге цена сыра вырастет, — объясняет Александр.
— Не мы придумываем правила. Роспотребнадзор исполняет, контролирует, чтобы все соответствовало нормам, — пояснил специалист юридического центра поддержки потребителей Тюменской области. -Но по этому вопросу предприниматели могут обратиться к нам за помощью. Мы будем думать, что можно предпринять. Наши юристы разбирают ситуацию, подсказывают, куда можно письменно обратиться. Также на нашем официальном сайте есть электронная приемная, куда можно направить обращение.