X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Как снизить издержки, не ухудшив качество

С 1 сентября продукция сыроварен наравне с другой молочкой подлежит объемно-артикуляционному учету по системе цифровой маркировки «Честный знак».

Татьяна Нохрина из Исетского нашим читателям знакома: она занимается производством натуральных сыров из фермерского молока по европейским технологиям. Свою сыроварню женщина назвала «Исетская коза».

— Работаю одна, имею статус самозанятой, плачу налог на профессиональный доход. До введения поправок у меня все было в одном приложении, — объясняет женщина.

Узнав о новых правилах оборота сыров, Татьяна задумалась о смене юридического статуса, хочет продавать сыр по договору гражданско-правового характера как излишки. Женщина признается, что раньше были минимальные требования. Она изготовляла несколько сортов, на их производство у нее есть сертификат.

— Новая система «Честный знак» и старая — «Меркурий» друг друга дублируют в очень многих позициях, — уверяет сыровар. — Я думала, что если поставщик у меня зарегистрирован в «Меркурии» и я беру у него молоко, то мне уже не нужно регистрироваться в системе, все происходит автоматически. Оказалось, что это не так. Но с этой проблемой я уже научилась жить.

Система маркировки «Честный знак», введенная в прошлом году, потребовала покупки дополнительного оборудования.

— Теперь каждый кусочек сыра нужно чипировать и при продаже сканировать, чтобы занести в систему, — рассказывает Татьяна.

«Я не хочу масштабироваться до заводов, каких-то многотонных цехов. У меня достаточно покупателей. Они покупают сыр не каждый день, но берут много, — объясняет Татьяна. — У меня четверо детей, мне нравится такой темп работы».

Татьяна признается, что масштабироваться было бы проще, если бы не было проблемы с кадрами. В селе трудно найти не то что сыровара, — простым продавцом никто не хочет работать.

— На мне сейчас поиск поставщиков сырья, производство, маркетинг, продажи, вся отчетность, -рассказывает Татьяна. Да даже если я сейчас найму сотрудников, мне придется менять статус и выходить на другой режим налогообложения. Сейчас я плачу только за проданный сыр.

Нельзя сказать, что местные власти не оказывают совсем никакой помощи. От муниципалитета женщина ездит бесплатно на образовательные программы и форумы.

— Я стараюсь не упускать возможности. В прошлом году прошла школу бизнес-маркетинга от инвест-агентства Анны Русаковой, — говорит Татьяна.

Не раз слышала мнение, что местные производители из-за новых экономических реалий должны быть на подъеме, в госзакупках они получили приоритет.

— К примеру, сыр с плесенью варится с сентября по апрель. Иначе он быстро набирает кислотность, и там не успевают пройти нужные процессы, — объясняет сыровар. Малому бизнесу трудно бороться с крупным. Но у фермерской продукции немало ценителей, уверенных в ее экологичности.

— У мелких производств результат может быть разный даже из-за отсутствия PH-метров. Да, у меня есть документы, что животные здоровы. Но именно на кислотность, на жирность и белок, прямо до сотых, у меня не получится измерить партию. Возможно, с новыми правилами легче справятся такие сыроварни как «Сырник», «Ингала», «Синьор Джованни», -предполагает Татьяна.

— У нас появились сложности с документооборотом, регламент усложнился, — говорит Александр Арбатский, директор по развитию сыроварни «Ингала».

Сотрудники сыроварни «Ингала» подтверждают факт передачи товара накладными — они должны быть и электронными, и бумажными. Движение готовой продукции фиксируется в системе «Меркурий», после — в системе «Честный знак». Всю базу выгружают в приложение «Онлайн.чек». После отправляют ее в бумажном и электронном виде в налоговую.

— В итоге в шести местах я фиксирую факт продажи кусочка сыра, — говорит Арбатский. — И это в XXI веке! Нарушение грозит приостановкой деятельности. Я бы это назвал диверсией против предпринимателей и покупателей.

Александр отмечает, что новые программы часто зависают, их технической поддержкой занимаются некомпетентные специалисты, не способные ответить на вопросы. Чтобы вести дополнительную отчетность в системах, руководству «Ингалы» пришлось нанять в штат специальных сотрудников, которые совершенно не задействованы на производстве. Это увеличивает издержки и ведет к удорожанию продукции для потребителей.

— Я знаю, что некоторые предприятия закрылись, потому что не вписались в документооборот.

Сыровары вместо оформления дополнительной кипы бумаг могли бы заниматься изготовлением новых сортов, обучением сотрудников, участием в выставках, в конкурсах.

— Складывается ощущение, что есть лоббистские группы, которые создают программное обеспечение и хотят его как-то окупить, используя государственную машину, — предполагает Александр. — Eсли раньше, чтобы продать молоко, его необходимо было везти на станцию получить справку, то теперь одна сторона нажимает кнопку — отправили молоко, другая — получили. Вот так готовится электронный сертификат. Электронно все хорошо.

У сыроварни «Ингала» есть две торговые точки. Чтобы директору с собственного склада привезти сыр в свою же торговую точку, он должен оформить полный пакет документов. Перевезти товар с одной торговой точки на другую нельзя, не предусмотрено, иначе товар станет нелегальным. Поэтому изначально нужно понимать, что куда поставлять, где спрос больше на одну позицию, а где — на другую.

— Было бы гораздо лучше остановиться на онлайн-кассах. Они и так показывают, что и где находится, — объясняет Александр. -Всем потребителям и предпринимателям залезли в карман, сделали множество сложностей, причин, чтобы закрывались предприятия. Все эти новшества в итоге оплачиваем мы, нас вынуждают поднимать цену на продукцию.

Непонятно теперь, как конкурировать с массмаркетом. Фермеры только доказали, что сыры могут быть натуральными, только объяснили, чем они отличаются — и вновь продукция стала потребителю не по карману.

— Крупные предприятия могут поставить автоматические системы маркировки, потратив на них от пяти миллионов рублей. В итоге цена сыра вырастет, — объясняет Александр.

— Не мы придумываем правила. Роспотребнадзор исполняет, контролирует, чтобы все соответствовало нормам, — пояснил специалист юридического центра поддержки потребителей Тюменской области. -Но по этому вопросу предприниматели могут обратиться к нам за помощью. Мы будем думать, что можно предпринять. Наши юристы разбирают ситуацию, подсказывают, куда можно письменно обратиться. Также на нашем официальном сайте есть электронная приемная, куда можно направить обращение.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта