X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Рядовые Великого похода

Великим походом я называю то, что произошло на территории Западной Сибири во второй половине XX века.

Думаю, многие помнят это и понимают, что во всяком походе есть полководцы, есть командиры частей и подразделений. Eсть и рядовые. Рядовые — это журналисты. Они были здесь же — в геологических экспедициях, в первых десантах. Они были свидетелями первых побед. Они были бытописателями возникающего в бывшем безлюдье нового мира. Они рассказывали об этом в центральных, в областных и районных газетах, по радио и телевидению. Это назвали его Открытием века, Феноменом века. По моему мнению, без журналистов тут не обошлось. И тогда легендарные современники…

Но тут перо мое словно захлебнулось чернилами. Но все же я решил проверить свою ужасную догадку. Я взял 13 портретов моих коллег, с которыми прошел тот Великий белый путь, пересчитывая параллели тюменского меридиана…

Не впервые я думаю об особенностях человеческой памяти: с такой легкостью и скоростью забывается прошлое. И в отдельно взятом населенном пункте, и в глобальном масштабе. В меру своих скромных сил я пытался писать о позабытых именах. Не только журналистов (сильна у нас, думаю, корпоративная составляющая). Но и геологов, и нефтяников, и строителей железной дороги, и потерянных на войне солдат…

И, повторяюсь, о журналистах тоже. О рядовых Великого похода.

В 2004 году мне предложили написать текст к юбилейному очерку о первых буровых и первых буровиках, о нефтепроводах, о первом транспорте нефти из Усть-Балыка в Омск… И параллельно с текстами вспоминались те, кто шел со мной рядом «с лейкой и блокнотом». А в конце как будто само собой написалось: «…В завершение рассказа о героях освоения несколько слов о моих товарищах и коллегах. Но так сложилось, что они никогда уже не напишут ни о других, ни о себе. Каждый из них мог бы оказаться на моем месте. Как и я там, где они сейчас…»

…Прошло еще двадцать лет. Время неумолимо. Оно стирает созданное человеком: дома и города, даже циклопические сооружения. Что говорить о результатах журналистского труда — текстах, фотоснимках, видео и магнитофонных записях? Они исчезают еще быстрее. Один только Анатолий Михеев, много лет работавший с телевизионным и радиоархивом бывшего Тюменского комитета по телевидению радиовещанию, время от времени выставляет во «ВКонтакте» уникальные голоса и сюжеты прошлого.

Появляются новые способы массовой информации, приходят новые поколения читателей и зрителей. Кто сейчас, не говоря уже о завтра, помнит наших коллег, творческие усилия которых прославили Тюменскую область? Eе трудовой и человеческий подвиг, совершенный на сибирской земле во второй половине XX века и начале века нового?

Словом, взял я стопку фотографий — портреты тех, с кем работал в одной редакции, с кем летал в командировки или просто пересекался на северных маршрутах. И приехал с этими портретами к молодым коллегам — студентам третьего курса факультета журналистики Тюменского государственного университета.

Я показывал портрет за портретом. Называл имена. Они были неизвестны молодому поколению. А ведь еще совсем недавно они писали, печатались, выставляли свои новые фотоальбомы. И даже попадали в шорт-лист всероссийского конкурса. Но молодым коллегам их лица и имена были НEИЗВEСТНЫ.

И тогда вместе с городской библиотечной системой мы подготовили проект, который, мне думается, поможет сохранить память о летописцах только что прошедшей эпохи, сохранить имена и труды наших товарищей, волею судьбы покинувших этот мир.

Когда-то давно Константин Симонов написал «Журналистскую застольную», где есть строчка: «Помянуть нам впору мертвых репортеров…» Думаю, и сейчас не поздно это сделать.

Это были яркие, честные, талантливые журналисты: Виктор Строгальщиков, Анатолий Мокроусов, Наталья Астафьева, Сергей Киселев, Виктория Наумова, Анатолий Туринцев, Сергей Фатеев, Павел Белоглазов, Инна Клепикова, Анатолий Пашук, Иван Кнапик, Валерий Тюрин, Юрий Рупинский…

Для одной из тюменских библиотек, расположенной в рабочем районе, мы собрали фотопортреты, биографические справки и самое главное — книги из их личных собраний — ведь журналисты всегда были читающим народом. Эти книги выбрали жены, дети и привезли к нам. Нас изумляли и восторгали… их личные библиотеки. Книги, которые они читали, дают представление о внутреннем мире этих журналистов. Об их интересах и так называемой творческой лаборатории каждого. Руководство городской библиотечной системы заинтересовалось этим проектом и готово предоставить для экспозиции один из библиотечных залов. Проект должен стать не только памятником отдельным журналистам, но и памятником профессии.

А теперь о тех, чьи портреты на этой странице.

Наталья Астафьева. Она приехала в Тюмень после факультета журналистики Уральского университета. Работала на радио. Сначала в сельской редакции, затем в промышленной. Сколько было дальних командировок. Особенно много, когда строился сверхдальний газопровод, как его еще называли — «большая труба» — Уренгой -Помары — Ужгород. Попутные машины, вертолеты, трассовые поселки. Как она умела находить общий язык с любым собеседником, как был точен ее мягкий нежный голос, когда надо было растормошить и разговорить руководителя сварочной колонны. Она привозила в редакцию новых героев, а те становились общими героями в те времена. Потом она перешла на центральное телевидение, какие удивительные очерки она писала.

Наташа погибла в автокатастрофе, возвращаясь из командировки в Нижневартовск.

Павел Белоглазов, ялуторовский журналист, простой собкор областных газет. А потом он «свернул на историческую улицу N, писал об истории родного города, издавал журнал «Явлутур — городок». И даже стал директором музея имени декабристов. Мне приходилось вместе с ним ездить по Ялуторовскому району, когда мы искали родных рядового Семена Кузнецова, чьи останки и медальон были найден в засыпанной взрывом ячейке пол Сталинградом. Как знал он все, что нам попадалось на глаза, плюс историю каждой деревни.

Сергей Киселев. Рабочий парень, в журналистику он буквально ворвался. И покорял своем умением видеть то, что другие не замечают. Eго последний альбом с необычным названием «Додекафония» можно перелистывать бесконечно.

Инна Клепикова. Дочь офицера, она росла в военных городках и гарнизонах. После университета направлена в Тюмень, где работала на телевидении. Когда она возглавила молодежную редакцию, вокруг нее всегда было много творческой молодежи. И тоже, как у каждого на этой странице, командировки на север и юг области. Потом много лет работала в «Тюменском курьере».

Продолжение следует…

***
фото: Наталья Астафьева, Павел Белоглазов, Сергей Киселев, Инна Клепикова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта