Жизнь в театре — один сезон, а сезон — целая жизнь
Сергей Осинцев родился 28 июля 1969 года в Голышманово. В 1991 году окончил училище искусств по специальности «актер драматического театра». Работал в театрах Лысьвы, Великого Новгорода.
В Тюмени начинал машинистом сцены. Сейчас — директор Тюменского драматического театра.
— Что нужно, чтобы стать директором театра?
— Нужно закончить театральный институт по профессии театровед-менеджер, чтобы управлять театром, либо продюсерский факультет в театральном институте. Обладать знаниями в области театрального искусства, культуры, иметь организаторские способности.
— У вас начался 165-й сезон, чем он удивит зрителя?
— Мы удивляем премьерами. Их будет больше обычного. Уже через несколько дней у нас премьера спектакля «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки на малой сцене, далее у нас спектакль по Александру Островскому «Бесприданница», затем новогодняя большая история «Ночь перед рождеством, или Вечера на хуторе близ Диканьки» в двух форматах -детском и семейном. Будем делать огромный мюзикл, специально для нас написанный. После Нового года премьера «Из жизни ископаемых» -это спектакль для нашего взрослого состава труппы. Очень лиричная, иногда смешная история — семь никак между собой не связанных новелл о стариках: как они живут и любят, обретают или теряют. Далее большое юбилейное празднование, что будет длиться три дня и начнется 27 марта, в Международный день театра. Надеюсь, что мы составили интересную программу. Плюс на сцене «Молодость» — это сцена для молодых режиссеров и драматургов — поставим несколько новых спектаклей, в том числе дипломный спектакль столичных выпускников-режиссеров. В баре-кафе, которое мы в этом году открыли, тоже много интересных программ. Выйдет интерактивное шоу с артистами, где каждый раз придут разные актеры отвечать на вопросы и выполнять всякие задания. Будут творческие вечера и концерты -весь год гипернасыщенный.
— В группе у вас шесть новых артистов, по каким критериям они отбирались?
— Мы устраивали кастинг. Делаем это раз в три-четыре года. Они присылали видеовизитки, резюме. На этом этапе кого-то отсеяли, кого-то позвали на собеседование. Была задача взять больше мужчин, а взяли поровну. Они уже вливаются в коллектив и вводятся в новые и старые спектакли.
— По вашему мнению, так ли важны регалии актерам?
— Любому нужна похвала. Когда тебя одаривают званием, в этом есть плюс. Не всегда актеры слышат положительные отзывы, всегда находятся критики, которые абсолютно разбираются в искусстве и знают, как нужно играть, какие спектакли нужно ставить.
— Актерам что интереснее играть классические или современные пьесы?
— Актеру это не так важно. Для него важно выходить на сцену. Eму важен контакт со зрителем. Спросите артиста, он, возможно, скажет: «Я хочу сыграть Гамлета», но артист не выбирает себе роли, их выбирает режиссер-постановщик. Самое главное — внутренний контакт с режиссером, внутренний контакт с произведением. Когда он есть, ты с удовольствием выходишь на сцену, когда его нет, ты это воспринимаешь как рутинную работу.
— Зачем показывать одни и те же спектакли?
— В России театры репертуарные. Существует определенный набор спектаклей, которые играются определенное количество раз в месяц. Спектакли живут разный срок, ротация зрителей постоянная, то есть люди приходят и уходят, приезжают и уезжают. Огромное количество молодежи подтягивается в театр благодаря «пушкинской карте». В театр ходят всего 20 процентов населения, и только три процента ходят регулярно. Все, на этом закончился зритель. Даже двадцать процентов не могут посмотреть весь репертуар сразу. Поэтому мы играем спектакли год, два, десять лет, пятнадцать. Некоторые спектакли пользуются спросом, а некоторые уходят после четвертого показа, потому что зритель не пошел. Мы понимаем: неудачная постановка…
— Сейчас у вас развиваются два небольших пространства — сцена «Молодость» и арт-кафе, они себя окупают?
— Театр вообще себя не окупает. Это изначально убыточное предприятие, как бы странно вам это ни казалось. Огромная часть финансирования — деньги, которые вкладывает государство. Без этих денег театр вообще не мог бы существовать. Театр — он же не принадлежит театру, он принадлежит области, то есть это государственное здание, оно содержится государством, поэтому частично каждый билет дотируется государством. Театр — это не коммерческое учреждение. Для нас главная задача, чтобы зритель пришел в зрительный зал, посмотрел спектакль, испытал катарсис или же как-то по-другому посмотрел на мир. Театр несет большую образовательную функцию. Школьники приходят на спектакли, чтобы лучше понимать произведения из учебной программы. Спектакли, что идут на сцене «Молодость», пользуются спросом. С арт-кафе чуть сложнее, потому что этот формат непривычен для города. У нас не слишком театральный город, только сейчас мы смогли укрепить позиции театра в Тюмени. Тот формат, когда зрители приходят и садятся за столики, еще не совсем понятен. Плюс билет не слишком дешев. Но спектакли, что мы там показали, людям понравились.
— В других городах публика отличается от нашей?
— Чем театральней город, тем интересней реакция публики. «Семейку Аддамс» возили в Красноярск на фестиваль «Язык мира». Аплодисменты, смех и реакция аудитории абсолютно другие. Люди понимают музыкальные шутки и некоторые нюансы, придуманные режиссером, долго аплодируют и кричат «браво» после сложных номеров. После спектакля мы стояли две минуты под овациями. Когда мы приезжаем в Санкт-Петербург, публика реагирует и смеется в таких неожиданных местах, где мы думали: «Господи, никто и никогда на этом месте смеяться не будет». В Тюмени более сдержанная публика, она такая сибирская. Немножко зажатая. Но все равно уже двенадцать лет мы развиваем театр, мы уже научили зрителя воспринимать театр иначе, ведь у нас тоже в последний раз играли «Семейку Аддамс» — играли для нефтяников, и повторилась та же история. Мы ждали две минуты, когда закончатся аплодисменты. Люди начинают видеть театр как искусство, а не просто «давайте играйте, а мы посмотрим». Публика растет, становится театральней — это очень круто. Как только станет больше театральной публики в городе, появятся новые театры.
***
фото: Сергей Осинцев с наградами за спектакль «Новеченто (1900-й)» в номинациях «Лучшая мужская роль» (С.Осинцев) и «Лучшее музыкальное оформление» (Фаустас Латенас);«Золотая маска».