Еще раз о важности биозащиты
Год назад на Боровской птицефабрике был обнаружен птичий грипп. Фабрику закрыли, более четырех миллионов куриц пришлось сжечь. Несколько недель город задыхался от дыма и запаха горелого мяса.
Прошел год, и можно ли надеяться, что трагедия больше не повторится?
— Вы правильно назвали это трагедией, — говорит председатель комитета Тюменской областной думы, доктор сельскохозяйственных наук, член Всемирной научной ассоциации птицеводов Оксана Величко. — Когда на предприятии зафиксирован и лабораторно подтвержден высокопатогенный птичий грипп, единственный выход -уничтожение всего птицепоголовья. На любой птицефабрике это -часть основных средств, которая производит продукцию, в данном случае — куриное яйцо. Предприятие прекращает работу на период карантина и необходимых работ по защите, обеззараживанию и прочих процедур. Все, кто участвовал в этом — руководство птицефабрики, администрация Тюменского района, соответствующие ветеринарные службы, сотрудники различных силовых ведомств, Россельхоз — вынесли очень большой урок, приобрели опыт, которого лучше не иметь. И они сделали вывод, что биологические средства производства — это всегда высокорискованные активы. Это живые существа, которые болеют, могут болеть. Для отрасли это не новость. В ответ на чувствительность бизнеса необходимо выстраивать меры биологической защиты предприятий, описанные в ветеринарных и санитарных правилах и закрепленные нашими отраслевыми инструкциями.
После эпидемии начинается глубочайший анализ: почему это могло случиться? Разрабатывается план действий. К мерам защиты относятся, например, чистые дороги, по которым возят корма, — и дороги «грязные», по которым возят на утилизацию отходы животноводства. Они не должны пересекаться. Далее все, что связано с гигиеной персонала: люди, обслуживающие птицу, должны быть обработаны при входе на предприятие и при выходе с него; поддержание гигиены на производственной площадке; работа с синантропной птицей, которая адаптирована к жизни в городе, и с дикой птицей, потому что именно дикая птица — носитель гриппа. Грызуны, насекомые -также разносчики. Термообработка кормов крайне важна, потому что корма в животноводстве многокомпонентные, сырье попадает из разных мест, оно может принести какую-то болячку. И так несколько десятков пунктов.
— Возможно ли, что куры на Боровской птицефабрике заразились от домашней птицы?
— Мы никогда не узнаем, отчего возникло заражение. Потому что путей проникновения вируса очень много. Это могут быть и дикие утки, которые пролетали над фабрикой, и домашние птицы, которые содержатся в хозяйствах. Но они также жертвы, а носителем вируса может быть именно дикая птица. Говорить, что это пришло с какого-то хозяйства, я думаю, нет смысла, потому что, насколько я помню, вспышек вируса в личных подсобных хозяйствах вокруг «Боровской» не было.
— Летом вышел закон, разрешивший дачникам держать птицу. Росптицесоюз просит внести поправку, чтобы на расстоянии пяти километров от больших фабрик этого нельзя было делать…
— Здесь действительно вступили в противоречие интересы крупных птицеводческих хозяйств и интересы населения. В данном случае Росптицесоюз прав — птицефабрики должны огораживать себя зоной, свободной от птицы. По этой причине и работникам птицефабрик запрещено держать дома птицу и свиней, потому что вирус у них общий, можно из дома принести и наоборот. Решение, принятое относительно содержания птицы в личных хозяйствах, скорее было направлено на удовлетворение интересов тех, кто хочет это делать. Но при этом не совсем учли интересы крупных промышленных предприятий. Очень многие крупные предприятия, чтобы обезопасить себя, делают все вплоть до того, что выкупают у населения птицу — материально компенсируют населению его желание содержать несушек. Но это отдельные случаи и отдельные решения больших компаний и больших холдингов. На законодательном уровне было бы проще отрегулировать этот вопрос — кому можно, кому нельзя. Этот вопрос не закрыт.
— Разве возможно контролировать малые хозяйства, их же очень много вокруг?
— Возможно. У нас же есть ветеринарная служба, которая работает с населением. Проводится ряд профилактических мероприятий, например, вакцинация животных и птиц. Это делается силами районных ветеринарных станций, естественно, при наличии ресурсов.
— На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы избежать вспышки птичьего гриппа?
— Говоря просто, нужно мыть руки. В мире много примеров, когда высокая степень биологической безопасности защищает чувствительный бизнес. В ЮАР в дикой фауне десятилетиями живет вирус африканской чумы свиней, однако ситуация в стране вполне благополучная.
— Стало быть, бизнес понял важность биологической защиты?
— Да. Но еще есть такая тема, как вакцинация птицы от птичьего гриппа. Этот вопрос, к сожалению, уже больше года не решается. В наших федеральных структурах разрешена вакцинация птиц в домашних хозяйствах и запрещена на промышленных предприятиях -по той причине, что, стремясь к экспорту, мы выстроили свои правила в соответствии с правилами мирового сообщества, которые не принимают продукцию с геномом птичьего гриппа. Независимо от того, какой он природы — от вакцины либо от вспышки заболевания. На мой взгляд, надо уже поступиться этим правилом и давать возможность промышленным площадкам защищаться, в том числе и вакцинацией. Да, сегодня ученые и практики неоднозначно толкуют эффект от вакцинации против гриппа, потому что штаммы мутируют, но, если есть что-то укрепляющее защиту крупных предприятий, это надо предпринять.
— Eсли съесть мясо с птичьим гриппом, то можно заболеть?
— Вакцинопрофилактика — это совершенно нормально. Здоровый прием, который позволяет и птицепоголовью, и миллионам свиней, и крупному рогатому скоту быть здоровыми. И продукции из них -соответственно. К этой теме надо относиться с уважением, а не с подозрением. Точно так же, как к вакцинации человека. Вот вы вакцинированы от заболеваний, значит, защищены. О животных можно сказать то же самое.
— Мелкие хозяйства прилагают меньше усилий, но больше защищены…
— Тут еще надо понимать, что люди привыкли к свободе. «Я на своей даче могу держать трех курочек, и вы мне не запретите!» Эти три курочки могут принести вред предприятию по соседству, на котором работают твои дети, соседи, которые платят налоги в местный бюджет, а на эти налоги ремонтируются дороги, фасады зданий, высаживаются цветы, выплачиваются зарплаты в бюджетной сфере. Когда начинаешь объяснять это, понимание возникает.
— Так в Тюменской области сейчас нормально с биозащитой?
— Птичий грипп, который случился год назад, сильно всех взбодрил и показал картину, когда за один день можно потерять все. Никого уговаривать сейчас не приходится. Я знаю, на птицефабриках и в мелких хозяйствах — у всех есть план по повышению биобезопасности. Все фабрики старехонькие, поэтому не все там сделано в соответствии с современными требованиями. В советские времена птицу защищали вакцинами от одного-двух заболеваний. Сейчас заболеваний гораздо больше. Времена меняются, требования меняются, поэтому надо подтягиваться и тратить деньги. После Боровской все побежали тратить.
***
фото: