X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Огромный мир на ладони

Выставка «Анатомия ткани» в конторе пароходства открылась 1 октября.

Fast fashion — быстрая мода. Большинство из нас уже не успевает следить за чередой постоянно сменяющихся трендов. Наши бабушки могли полжизни носить одно и то же пальто, а нынешнее поколение редко оставляет в гардеробе вещь больше, чем на один сезон — настолько стремительно перестают быть актуальны, да и ткань изнашивается. А ведь такая тенденция губительна для природы. В год на каждого жителя Земли приходится 20 новых предметов одежды и обуви. Суммарно получается 150 миллиардов новых вещей каждый год, что делает швейную индустрию одним из главных загрязнителей планеты.

А ведь прядение и ткачество когда-то считались дарами богов. Например, в Древней Греции считали, что создавать ткани научила людей богиня Афина. В мифологии нить символизировала человеческую судьбу, а полотно ассоциировалось с процессом мироздания. Три мойры, дочери богини Ананке, которая вращала мировое веретено, пряли, разматывали и перерезали нить человеческой судьбы, связывающую настоящее, прошлое и будущее.

Показать зрителям, что каждый день мы носим на себе целый мир, — именно такую цель преследовали создатели выставки «Анатомия ткани» из арт-резиденции, созданной на базе Омского государственного технического университета.

— В 2021 году мы решили развивать синтезированные формы искусства, соединив творчество и науку, -рассказывает менеджер проектов омской арт-резиденции, директор центра материальной культуры и дизайна ОмГТУ Валерий Лущиков.

— Мы использовали как современные ткани, так и экспонаты, хранящиеся в нашем музее дизайна и технологий. Сотрудники музея из этнографических экспедиций в районы Омской области привезли уникальные образцы ткацкого искусства, так что выставку можно назвать еще и этнографической. Самые старые экземпляры датируются концом XIX века, — пояснил Александр Шайдуров, младший научный сотрудник центра материальной культуры и дизайна ОмГТУ.

Образцы изучили под электронным и оптическим микроскопами. Eсли вы взглянете на получившиеся изображения и не будете знать, что на них, то, скорее всего, подумаете о космосе или ДНК. Действительно, перед нами целый мир, ведь эти нити прошли долгий процесс: преобразованы из растений или нефтепродуктов, а потом сплетены вручную (или станками на огромных заводах). В этот момент становится понятно, какой огромный скачок в развитии сделало человечество. Настолько большой, что перестало ценить собственные усилия.

Отдельный интерес добавляют сами экспонаты и то, как они попали на выставку (каждый из них можно потрогать). Вот, например, самый старый экземпляр — льняная пестрядь конца XIX века. Ткань цветная, но при этом не окрашенная. Она искусно сплетена из разных видов льна, что и дает цвет. Или шелковая шаль 1920 года, попавшая в Омск из Западной Eвропы, вероятнее всего, из Германии (в Российской империи шелка не производили). В углу полотна видно, что материю пытались реставрировать, но еще отчетливее это стало ясно под микроскопом, потому что невозможно перепутать структуру хлопка и шелка, которые здесь смешались усилиями прежней хозяйки.

Вот шерстяное пальто, которое одна из кураторов выставки сшила из трех пиджаков, купленных в секонд-хенде. Вот женский жакет начала XX века, бархат с хлопком. А вот душегрея, где бархат уже сочетается с бисером и шелком. Под микроскопом это совершенно разные картины. Каждая из этих тканей уникальна не только своей историей, но и на клеточном уровне. Просто обратите внимание, во что вы сейчас одеты, ведь ваша блузка или джинсы — это целый мир, который ждет, пока его оценят по достоинству.

***
фото: Валерий Лущиков, Александр Шайдуров, Елена Коробейникова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта