Методика особенного обучения
Ольга Суязова — олигофрено-педагог. Во второй коррекционной школе она работает с детьми по второму варианту обучения. Второй вариант — для детей с интеллектуальными нарушениями.
Ольга ведет пятый класс, а также как учитель-дефектолог занимается с детьми индивидуально. В ее классе в сентябре для каждого ребенка составляется индивидуальная программа развития. В программе занята большая команда специалистов: учителя, тьюторы, ассистенты, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи.
— Eсть и общее расписание: окружающий мир, домоводство, рисование. Eсли ребенку сложно сидеть сорок минут, то с ним индивидуально работает педагог-психолог, -говорит Ольга Суязова. — Учителя составляют план на каждую четверть, а то и на каждый месяц. Когда мы видим положительную динамику, ставим себе новую задачу, и так далее. А если результата нет, то это тоже результат -значит, не стало хуже.
Во второй школе есть разные уровни обучения. Одному ребенку можно дать на уроке более сложное задание, а другому полегче. Дети, улучшая мелкую моторику, работают с крупами: горохом, гречкой и даже с манкой, хотя она совсем мелкая. Обучают письму по принципу «рука в руке»: тьютор потихоньку берет руку ребенка и пишет ручкой. Когда ученик становится уверенней, сам видит, что у него получается, рука тьютора смещается к локтю; потом уже бывает достаточно касаться плеча, а дальше тьютор уже просто стоит рядом.
С утра у учеников коррекционной школы обязательный ритуал — круг приветствия. Для детей это важно. Школьники встают в круг, берут мяч, начинает учитель: «Здравствуйте, меня зовут Ольга Геннадьевна». Дети подхватывают: «Здравствуйте, меня зовут Маша» и передают мяч по кругу. Потом обсуждают число, день недели, месяц, погоду и даже настроение. Важным элементом в обучении являются карточки для визуализации. В коридорах — это знаки «не толкаться», «не бегать», «идти шагом», держаться за поручни», «тихо» и т.д. Преподаватели разработали и индивидуальные папки, они нужны, когда ребенок занимается по особенной программе. На них есть карточки на липучках, на которых те же самые изображения с указаниями «раскрась», «слушай», «положи» и т.д.
— Главное, любить свое дело и, конечно же, детей, неважно с какими бы особенностями они ни были. А еще мне очень важно быть необходимой и полезной. Особенно когда есть отдача, результат и благодарные взгляды родителей, -делится Ольга Геннадьевна.
***
фото: Ольга Геннадьевна Суязова.