Охота на «ленд-крузер», или День железнодорожника
О том, что в начале «нулевых» некие злоумышленники пытались похитить тюменского мэра Степана Киричука, наверное, слышали многие. Но все подробности знают только четыре человека: три полицейских генерала и сам Степан Михайлович. Сегодня по просьбе «Тюменского курьера» Киричук рассказывает и словно заново переживает эту историю.
— 1 августа 2004 года. Воскресенье, День железнодорожника. С утра я поехал на стадион «Локомотив», принимал там участие в разных мероприятиях, потом отпустил своего водителя — все-таки воскресенье — и сам сел за руль, поехал вместе с Галиной Николаевной на огород, что на Московском тракте. Что-то там поливали-пололи, поработал с бумагами, а под вечер вернулись в город. Жена попросила завезти ее в аптеку на улице Республики, напротив машиностроительного техникума. Сижу в машине. Жду.
И тут одновременно распахиваются двери машины -обе правые и водительская. Сзади в машину заскакивает парень, рядом со мной оказывается еще один, а у того, что стоял около меня на улице, я увидел в руке пистолет, направленный мне в голову. Человек с пистолетом командует: «Тихо! Молчать!». Тот, что справа, натягивает мне на голову мешок, и я уже ничего не вижу. Чувствую, как двое хватают меня за руки и перетаскивают на заднее сиденье. Машина срывается с места и куда-то несется.
— Вы испугались?
— Честное слово, не знаю… Но опомнился очень быстро. Может, это выглядит смешно, но я представился: «мэр Тюмени Степан Михайлович Киричук». Машина идет очень быстро, резко поворачивает, меня швыряет то на левого похитителя, то на правого. Мне связывают руки, а я продолжаю говорить: «Парни, вот тут папка с документами, на всех моя подпись. В кармане пиджака — удостоверение. Что вам надо?». В ответ слышу: «Молчать!» и матерные слова. А тот, за рулем, все гонит и гонит машину. Куда? Я продолжаю их убеждать: «Eсли нужна машина — забирайте и оставьте меня. Eсли нужен я сам, то делайте, что хотите, но не издевайтесь. Вы, наверное, не тюменские?».
Киричук говорит, рассказывает: «Я был просто убежден, что в машине не местные, хотя говорили по-русски без акцента». За годы работы он приучился и говорить с тюменцами, и выступать, и беседовать с глазу на глаз, откровенно и прямо. У него в голове не укладывалось, что нападение может быть связано с его работой в мэрии города: «Знающие меня горожане никогда бы так не поступили».
— Даже бандиты тюменские, я ведь их всех знаю… И говорю этим, в машине: вы позвоните хоть ворам в законе. Наш-то «смотрящий» сейчас на нарах, а за Тюменью смотрит сургутский «вор»… Сижу в мешке и все это говорю, а машина куда-то мчится, не останавливаясь…
Много позже, в ходе расследования этого происшествия, Киричук узнает, что везли его по Червишевскому тракту, мимо поста ГАИ у реки Пышма, где дежурили двое полицейских. Они узнали «ленд-крузер» мэра и даже обсудили это: мол, куда это Киричук несется на ночь глядя? Но не остановили (чтобы «не докучать начальству», замечает Киричук).
— Вдруг машина остановилась. Двое вышли, и я слышу — звонят куда-то. Объяснялись минут десять.
Возвращаются. Чувствую по голосам: что-то переменилось. Не матерятся, обращаются на «вы», развязали руки. Предлагают попить. Говорю: «Я же в мешке!» «А вы бутылку просуньте в мешок». Нет, отказался: еще отравят.
Машина свернула влево. Потом я понял, что это мы сворачивали в сторону Пышминской птицефабрики, но тогда — как бешено неслись мои мысли. Вот машина остановилась. Слышу: «Выходите!».
«Расстреливать будете?» — спрашиваю. Тот, что с пистолетом, отвечает, что нет. Только вы, говорит, до ста досчитайте, когда мы отъедем, но раньше мешок с головы не снимайте.
Машина пошумела и все затихло. Я снял с головы мешок — стою в глухом лесу; где, в какой стороне — не понимаю. Выбрал приметную березу, заломал на ней три ветки, чтобы знак оставить. Позже я нашел эту березу и узнал местность, где меня оставили бандиты. Это недалеко от станции Мирная, рядом с бывшей ракетной базой под Богандинкой. В мою бытность главным инженером Тюменской дистанции пути я не раз приезжал туда проверять состояние колеи, по которой вывозили ракеты к месту старта.
Надо выходить. Но ноги не идут, ватные, ступаю, как на ходулях. Вышел на какую-то дорогу — куда дальше? Влево? Вправо? Пошел вправо, дошел до километрового столба, посмотрел на цифры. Оказалось, я удаляюсь от Тюмени. Пошел обратно. Ночь, машины появляются редко, но я как увижу огни, ложусь в траву: а если вернулись, чтобы убить? Кто знает, какие еще им дали указания?
Мэр Тюмени вышел к огням станции Богандинской. Там еще не все спали. Встретившиеся ему довольно веселые мать и дочь узнали его: «Ой, Степан Михайлович! Как вас сюда занесло? — Да мне бы позвонить… «
Вскоре прикатили на машине молодые Киричуки — Алексей и Михаил. Сыновья.
— Я человек эмоциональный, не удержался — слезы полились. Оказалось, что Галина Николаевна, выйдя из аптеки и не обнаружив ни мужа, ни машины, не стала сочинять никакой версии, а сразу позвонила в полицию. Нередкие в таких случаях шутки оборвала и потребовала, чтобы начали поиск.
План «Перехват» объявили, но отчего он не сработал на посту у Пышмы, Киричук не знает.
Тайной исчезнувшего «крузера» и похищением занимались — успешно! -три полицейских генерала: Радзивил, Роженцев и Белослудцев. Удалось узнать много интересного. Например, кому звонила троица похитителей, поняв, что схватили не того, за кем охотились.
— Через много лет мне сказали, кому они звонили. Удивительно, но это был абсолютно знакомый мне человек. Я и сейчас помню его фамилию. Работая мэром, я принимал участие в его становлении в разных должностях. Кстати, это он принял решение отпустить меня в лесу.
— А та троица, заказчики?
— Они не заказчики, это парни из Курганской области. Исполнители. Они перепутали «заказанные» номерные знаки. Цифры были правильные — 060 — а буквы другие. Но видно, в школе они плохо старались, вот и вышли на большую дорогу. Эта хитро сколоченная «транспортная компания», выполняя заграничные заказы, сумела украсть и перегнать в Афганистан несколько престижных автомобилей. Этот, из гаража тюменской мэрии, был пятой попыткой. Eго нашли в груженом яблоками вагоне, который отправлялся из Челябинска через Казахстан.
— Когда «крузер» вернули, я обошел вокруг него, но сесть отказался, — говорит Степан Михайлович.
Так закончился детектив, начавшийся 1 августа 2004 года, в День железнодорожника.
***
фото: Степан Киричук в редакции «Тюменского курьера» (2004 год).