Большой Бенц обязывает
Заслуженный работник транспорта Игорь Ахтямов работает в компании «Мостострой-11» уже два десятка лет, а профессиональным водителем с 1989 года. В сентябре указом президента он награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Вообще-то Игорь Амирович все время в командировках. Но сейчас на больничном, а в командировке его седельный тягач Mercedes-Benz Actros: сменщик ушел в рейс. Так что мне и повезло, и не повезло одновременно: я застала дома водителя, но без машины.
Ахтямов рассказывает, что все дело в самом прицепе. Он раздвижной (до 29,5 метра) и может возить негабаритные грузы.
Интересуюсь, как высчитать радиус поворота при такой длине, а Игорь Амирович загадочно ухмыляется и говорит, что это профессиональное. А потом подробно объясняет, что отличие его прицепа от полуприцепа в задних подруливающих тележках. Поэтому и специфика вождения другая.
— Eсли на обычном полуприцепе ты заходишь в поворот по большому радиусу, то с этим наоборот надо по малому заходить, потому что задние колеса поворачиваются, — рисуя в воздухе дугу, объясняет он.
Конечно же, крупнотоннажные грузовики не ездят без спецразрешения.
— Предприятие подает заявку. В ней указываются габариты и характеристики машины и перевозимого груза. Eсли длина автопоезда менее 24 метров, то едем без сопровождения, — говорит Ахтямов и тут же добавляет, что такое редко бывает. Например, совсем недавно он вез семь балок для нового выезда на объездную дорогу в створе улицы Бушуева, а ведь въезд в микрорайон совсем небольшой.
— Вот затем и нужны машины сопровождения: придерживают движение. Но это недолго. 30 секунд. Понимающие остановятся. Непонимающие пусть проезжают, — смеется водитель.
Поскольку одинаковых объектов не бывает, подъездные пути всегда разные и разные площадки, то обычно перед монтажом водители (их, как вы уже поняли, двое закреплено за этим тягачом) приезжают за день до монтажа оценить обстановку.
— Вот, например, когда монтировали пролеты на развязке улицы Мельникайте и Дружбы, рядом бурили место под опору, и мне было не заехать с таким габаритом. Поэтом кое-что пришлось убрать, отодвинуть. Решаем заранее, чтобы у начальника участка было время приготовить место, а то если я уже приеду туда с балкой, то перегорожу движение по всей улице, — объясняет Ахтямов.
Город дает разрешение на такие работы с 10 до 16 часов, потом с восьми вечера до 6 утра. Чтобы в часы пик тягачи не выезжали.
Кстати, при недавней реконструкции путепровода над железной дорогой в районе Боровского поселка «Мостострою-11» пришлось договариваться с железнодорожниками об окнах в движении поездов. Тут водители тягачей стараются приезжать заранее. Хотя бы за пару часов, вдруг колесо спустит.
У ахтямовского «мерседеса» 22 колеса и три запаски.
— А вы ремонтируете машину? Масло, например, проверяете?
— Это же мерседес, он сам масло проверяет. Утром запускаю двигатель, включается компьютер и всю информацию выдает.
— Правда ли, что если я как водитель легковой машины не вижу ваших боковых зеркал, то вы меня не видите?
— Да. У нас есть закон: не вижу -не еду. Особенно при движении задним ходом.
— Ну, у вас заднего парктроника наверняка нету.
— У нас есть возможность поставить переносную камеру на вайфае, но она работает, если прицеп выдвинут не больше чем на 15 метров, этого обычно маловато.
Заезжая на строительную площадку, Ахтямов ставит тягач между двух кранов, которые снимут балку. Eсть специальный регламент. Начальник участка помогает, машет руками вправо или влево, а когда руки крест-накрест -это стоп.
Когда тягач разгружен, водитель уменьшает длину прицепа.
— Там стоят запорные замки, когда раздвигаюсь на определенную длину, я их закрываю. Определяю, на какую длину выдвигать, в зависимости от балки. Eсли она 15 метров, то прибавляем еще три.
— Вы, наверное, всю Россию объездили?
Игорь Амирович смущенно соглашается.
— В Красноярском крае был недавно, там сейчас строят мост через Eнисей, еще не открыли. Недавно открыли мост в Череповце — очень красивый вантовый. Я там тоже работал. Но я с удовольствием возвращаюсь домой, Тюмень же родной город. Люблю тут работать. На улице Дружбы строим трехуровневую развязку — разве не красота?
Ахтямов рассказывает про мосты, перечисляет города. Уверяет, что от работы не устает.
— У нас соблюдается режим труда и отдыха: девять часов вождения и не менее 11 часов отдыха. Это закреплено в правилах дорожного движения. Мы должны соблюдать. В кабине установлен тахограф, он контролирует, сколько времени я провел за рулем, сколько осталось до стоянки. Например, можно ехать два часа, а потом на двадцать минут сделать остановку.
— Автоинспекторы вас останавливают?
— На стационарных постах проверяют документы на груз, спецразрешение и могут попросить распечатку с тахографа за день. Eсли нарушил режим отдыха -штраф.
Оксана Николаевна, жена Игоря Амировича, говорит, что собранная сумка у мужа всегда наготове: вдруг завтра командировка? Она складывает аптечку и готовит еду в дорогу хотя бы на один день. Но за рулем Ахтямов не ест, еда отвлекает от дороги, а иногда еще и трубку не берет — занят. В семье уже привыкли. Дети тоже привыкли, что папа постоянно в командировках.
О медали Игорь Амирович узнал в бухгалтерии предприятия, но еще ее не получил. Признается, что не ожидал и считает, что это «не только его награда, а всего коллектива водителей», где Ахтямов бригадир.
***
фото: Тягач на строительстве моста через реку Волга на трассе М-12;Игорь Ахтямов.