Камера! Мотор! Вахтовый!
Участвовать в тюменском проекте «Вахтовый метод» художник по гриму Мария Порто согласилась быстро -за три дня. Говорит, что работать с тюменской командой оказалось очень комфортно. «У ребят горели глаза — видно, что им нравится свое дело, — говорит она и добавляет: — Eсли позовут в следующий проект, я обязательно приеду».
Каждый фильм требует полного погружения. Все остальное уходит на задний план. «В какой-то момент понимаешь, что ты работаешь и засыпаешь, иногда, когда где-то есть сеть, звонишь родным».
Сложно бывает в проектах, где съемки проходят в подвалах: пыльно и дышать нечем. Падающий самолет и земля в огне — главное, чтоб грим крепко держался.
— У меня был опыт, делали русалку шесть часов, клеили чешую. Плели афрокосы десять часов, -говорит художник по гриму.
У многих возникает вопрос, чем отличается макияж от грима. Мари говорит, что макияж — это оформление лица с помощью декоративной косметики, красок, теней, кремов. «Грим более широкое понятие. Все, что используется для создания образа актера — длинные волосы у коротко стриженой Ирины Горбачевой или скулы Малефисенты, следы разложения у зомби, прически в исторических картинах, уши эльфов, клыки вампиров — все эти задачи выполняют гримеры».
…Максим Некрасов или Макс Куртка, участвовал в проекте как художник по костюмам. Чего только ни приходилось ему делать с одеждой, чтобы персонаж в кадре выглядел именно так, как задумал режиссер. Для съемок «Вахтового метода» Максим протирал джинсы, растягивал их шпагатом, катал по земле. Шоркал об траву, песок, грязь. По сюжету джинсы должны были быть старыми!
— Где выучиться на художника по костюмам?
— На художника по костюмам не учатся, здесь нужна только практика. У меня образование художника-модельера, я учился в колледже профессионально-педагогических технологий. Я начал с того, что учился шить. Стилисты могут стать хорошими художниками по костюмам, если у них есть опыт поиска необходимой одежды, если они чувствуют и понимают композицию, знают, как между собой вещи сочетаются и комбинируются.
— Часто ли на съемках бывают ситуации, когда нужно срочно что-то купить, привезти?
— Да. Каждый день нужно срочно что-то поменять, купить, сдать обратно и т.д.
— Где берете одежду?
— Везде, в любом магазине. Секонд-хенд, барахолки, торговые центры, просто магазины. Все зависит от картины. Бывает, что костюмы приходится шить на заказ, а до того делать эскизы. Для «Вахтового метода» рисовать не пришлось, режиссеру показывали фото, и он давал свою оценку: да, это близко. А вот это идеально подходит. Это нет, нужно что-то другое.
— Случались на съемках непредвиденные трудности?
— Тяжело, когда с костюмом что-то не так или его нет, а он сейчас нужен. Ты должен достать его из-под земли, либо придумать что-то другое, либо все должны придумать что-то другое, чтобы костюм этот не понадобился.
Смена художникам по костюмам длится двенадцать часов, а начинается в шесть утра с погрузки вещей из офиса. До семи они должны быть на площадке. Когда съемочный день закончен, предстоит собрать одежду, погрузить в машину и увезти.
— Кому подойдет работа в кино?
— Eсли человек любит путешествовать и может прожить без своей ванны и кровати неделю, то, наверное, можно задуматься. Остальным будет тяжело. Тут можно замерзнуть, перегреться на солнце. Может произойти все что угодно.
***
фото: Художник по костюмам Максим Некрасов и художник по гриму Мария Порто.