На конкуре с именем Владислава Крапивина
КУРЬEР
В литературно-краеведческом центре подвели итоги детского конкурса, посвященного дню рождения Владислава Крапивина. Конкурс проходил в те же дни, что и параллельный конкурс в Eкатеринбурге. Тот был традиционный, ежегодный, уже давно он приобрел международную популярность. Русскоязычные авторы чуть не со всех концов света отправляют в Eкатеринбург свои рукописи.
Тюменский литературно-краеведческий центр, где работает музей Крапивина, и городская библиотечная система в свою очередь сосредоточились на молодежи школьного возраста и предлагают им попробовать «вкус писательского хлеба». Но на награждении все было, как у больших. Дипломы, подарки, приветственные слова и аплодисменты, фотографы, бросающиеся запечатлеть очередного лауреата, а также его товарищей по пьедесталу.
И тут вспомнилось. Когда писатель Крапивин стал профессором Крапивиным в Тюменском государственном университете и учил творчески одаренных вузовцев литературному мастерству, «Курьер» предложил маститому литератору раз или два в семестр готовить газетную полосу с прозаическими и поэтическими текстами. Над названием недолго ломали голову. Извлекли его из собственной фамилии писателя и назвали «Листья крапивы». И так продолжалось все годы работы Владислава Петровича на ниве литературного и просто просвещения.
А сейчас, заполучив у служителей литературного центра файлы с творческими работами школьников от семи до восемнадцати лет, достали из редакционного электронного архива макет прежней полосы и выбрали из текстов несколько победителей.
Понятно, что и авторы — не студенты, а школяры, и крапивинских лекций по мастерству они не слушали. Но что есть, то есть. Написано грамотно. Связно. Встречаются даже некоторые изыски, и не только у тех, кто вошел в тройку победителей в своих номинациях. Такова фантастическая история Милены Гузь о рыжем коте, прыгнувшем из сна девочки сразу в ее дом. Покоряет свежестью изложения и смелостью образов. Чего стоит одно только описание битвы котов. А фраза: «Луна висит в темной пучине неба и моргает»?!
В заключение назовем лауреатов по возрастам и завоеванным местам.
От семи до 12 лет: Варвара Лапухина, Анна Гостева, Анна Ленкова.
От 13 до 18 лет: Марина Валей, Кира Белослудцева, Анастасия Чемакина.
А литцентр до сих пор еще украшен рисунками, которые участники конкурса художников создали по мотивам крапивинских книг…
***
Варвара Лапухина, 8 лет
Четыре кошки (времена года)
Стихотворение-загадка
У бабушки в лукошке
Живут четыре кошки!
Одна — с периною играла
И землю пухом посыпала!
Вторая — солнышко любила
И на окне цветы растила,
И одуванчиков букет
предпочитала на обед!
А третий кот, на удивленье,
Любил клубничное варенье!
Любил купаться, загорать,
Стрекоз и бабочек гонять!
Четвертый толстый рыжий кот
Писал багряный натюрморт.
Любил он листьями шуршать,
Грибы в лесочке собирать.
Четыре кошки дружно жили —
По очереди к нам спешили!
***
Анна Ленкова, 12 лет
Паруса
Расплывается мир под дождем,
Словно слезы текут по щекам.
Разве счастья от жизни мы ждем?
Паруса, неподвластные нам…
Разрушается мир на глазах,
Растворяется в сером дожде.
Снятся сны нам о тех парусах,
Что скользят по безмолвной воде.
Но прольется, утихнет гроза,
Наши годы пройдут караваном,
Мы в сердцах сохраним паруса,
Пролетевшие над океаном.
***
Анна Гостева, 12 лет
Витаминная сказка
В тот день мне не везло с самого утра. Я проснулся от страшного сна, как будто у меня отбирают вкусный тортик. Потом пошел завтракать с моим хамелеоном Василием. Он ел свой огурец, а я невкусную овсяную кашу. Интересно, где мама нашла в этой каше полезные витамины? Радость ждала меня впереди — сегодня всего 5 уроков и последний день четверти! Ура!
Радость скосило наполовину, когда в класс зашла учительница и сказала:
— Сегодня будет 6 уроков — на последнем поговорим о здоровом питании и витаминах.
Сильно удивился: зачем они ребенка учат, как правильно есть? У нас и так аппетит — будь здоров! Короче, уснул я на уроке. Просыпаюсь от того, что учитель говорит:
— Петя Брусничкин, вы спите?
— Что вы, — отвечаю, — я весь во внимании.
— А мы уже закончили. Класс захихикал.
Шел я домой и думал: интересно, что они говорили там про витамины? Да ладно, овощи как овощи.
Вечером я как послушный мальчик лег спать, рядом положил Василия. И тут началось!.. Вдруг я с моим хамелеоном оказался под каким-то деревом. Кто-то сказал: мы в стране витаминов.
— Привет, Петя! — произнес мой друг хамелеон.
— Ты умеешь говорить?
— В этой стране животным можно разговаривать.
— А как отсюда выбраться?
— Легко! Тебе нужно составить картину правильного питания из витаминов. Но для этого нам нужно попасть в два города: овощей и фруктов! Там нам дадут паззлы. Но!.. В городе овощей ты должен рассказать, что такое витамины, а в городе фруктов — о правильном питании.
— Но я же проспал на уроке, когда их объясняли.
— Мы в библиотеку пойдем, и все о них узнаем!
— Класс!
— Не все так просто. В этой стране живет Соловей-разбойник. Он тоже хочет добыть эти паззлы и разорвать, чтобы люди никогда не узнали о пользе витаминов, и в их мире никогда не наступила гармония.
Мы отправились в путь. В город пришли поздним вечером. Библиотека закрыта. Отправились в овощной отель и сняли номер. Весь следующий день я читал в библиотеке про витамины.
Только вышли на улицу, подул сильнейший ветер.
— Соловей-разбойник! — закричал Василий. — Бежим!
Мы бежали по темным переулкам. Разбойник по имени Соловей не отставал. Этот летающий бандит в сказках своим свистом уничтожал все живое вокруг, даже богатырей с ног валил. Казалось, вот-вот придет конец и нашей сказке, и нам самим.
Нас выручил волшебный овощ. Не знаю, откуда у него волшебство? Может, витаминов в нем много, только польза от него точно есть. Мы заскочили с ним в его лавку, он сказал какое-то заклинание — и мы уменьшились. Волшебник спрятал нас в ящик.
— Где они? — завопил, ворвавшись, разбойник.
А нас нет, мы в ящике. Пришлось тому убираться подобру-поздорову.
Чтобы подкрепить наши силы, волшебный овощ накормил нас витаминами.
Василий ел огурец, а я салат из помидоров. Потом по щелчку нашего спасителя мы оказались во дворце, и я держал экзамен перед королем. Выдержал, получил паззлы, и мы снова оказались в овощной лавке.
Волшебник уложил нас спать. Утром предложил завтрак — Василий ел морковку, я нечто удивительно вкусное из овощей.
— Во фруктовом городе вы остановитесь у моей тетушки. Удачи вам! — сказал наш покровитель, щелкнул пальцами, и мы оказались перед воротами фруктового города.
Ворота распахнулись. Из них вышел оркестр. Зазвучала музыка, но не в нашу честь — здесь просто любили праздники. А вот тетушка волшебного овоща встречала нас.
— Где сейчас Соловей-разбойник? — спросили мы. — Он может не пустить нас к королеве.
Тетушка крутанула яблочко по волшебному блюдечку и сказала:
— Он в нашем городе. Будьте осторожны! — и повела нас к себе домой. Внутри было так красиво, что страшно что-то трогать. Тетушка дала нам ключ от комнаты на втором этаже. Я стал придумывать план, как попасть во дворец, а хамелеон бегал по комнате — заселялся. Вечером я читал интересную книгу, Василий лежал рядом и как будто все понимал.
В городе фруктов оказалась очень добрая королева, и мы попали к ней без проблем. Там я рассказал все о правильном питании. В экстремальных условиях память работает как никогда! Мне вручили недостающие паззлы. Ура! Сразу захотелось домой.
Но на выходе из дворца снова поднялся сильный ветер, раздался ужасающий свист. Из-за бочки с водой выскочил Соловей-разбойник! Я испугано смотрел на него и думал: Петя, ты должен спасти паззлы! Рядом росла яблоня. Я схватил яблоко и пульнул в соловья. Яблоко, конечно, не булатный меч богатырей, но в нем, кроме витаминов, 20 микроэлементов! В том числе железо. Я этими микроэлементами как припечатал разбойнику по лбу — расхотелось ему на нас нападать.
А мы срочно сложили из паззлов картину правильного питания. Вдруг перед нами открылся портал, и в нем была видна моя комната. Мы нырнули в большое кольцо — и оказались дома.
— Вася, а ты теперь не будешь со мной разговаривать? — после первых минут радости грустно спросил я.
— Я всегда с тобой разговаривал, просто ты этого не замечал.
Мама позвала нас к завтраку. Василий, как обычно, ел свой любимый огурец, а я полезную, вкусную кашу.
***
Кира Белослудцева, 15 лет
Оркестровое колечко
Довелось мне однажды присутствовать на генеральной репетиции балета в день показа. Дело в том, дорогой читатель, что хороших друзей нужно иметь, а мой приятель был постановщиком этой труппы, вот и я, всегда готовый «прикоснуться к искусству», напросился быть первым «черновым» зрителем.
Но было это так давно, что я совсем ничего уже и не вспомнил бы про тот знойный июльский день, если бы не мое «оркестровое» колечко, как я его ласково называю.
У балета был собственный оркестр, уютно расположившийся в яме, специально открытой в актовом зале для него одного. Обычно это помещение под сценой использовали для хранения ненужных декораций и строительного хлама. Но сейчас его безупречно расчистили и сотворили из подвальчика небольшой, но теплый, пропахший свеженапиленной древесиной храм музыки. Eще заходя в пустующий зал и занимая место рядом со своим другом-режиссером, я был очарован этой комнатушкой и тихой возней музыкантов, больше похожей на шум стаи воробьев, хохлящихся и ищущих себе место на веточках-жердочках.
Словно ребенок, я робко заглядывал внутрь и рассматривал макушки музыкантов, беспокойно движущиеся из стороны в сторону. Кто-то повторял свои партии, кто-то бережно расставлял ноты на пюпитре. Выше всех взметнулись две головы — дирижера, взобравшегося на свой небольшой постамент, и первой скрипки, стоявшей подле него. То был высокий мужчина, молодой и опрятный на вид. Он только нервно постукивал по своему инструменту, ожидая начала репетиции. Мне всегда было интересно, что же стоит за внешне строгими оболочками музыкантов в выглаженных костюмчиках? Сколько волнений они испытывают даже перед репетицией: каплю или море? Как долго шла к званию «первая скрипка» всего оркестра? Узнать это можно, я точно знал, лишь услышав и осознав игру мастеров на своих инструментах.
Но тут мой друг меня одернул -пора было репетировать. Он сказал пару общих пожеланий и скомандовал начинать. Играли «Лебединое озеро» Чайковского. Несмотря на мою огромную любовь к этому балету, в моих воспоминаниях сохранились только неоднородно смешанные в одно выступление грациозные порхания балерин в своих воздушных рифленых пачках всевозможных пастельных цветов. Я слишком увлечен был другими участниками постановки, беспощадно скрытыми под полом, чтобы запомнить что-нибудь, кроме тревожащих душу мелодий скрипок, фортепиано, виолончелей… Помню, что в середине репетиции я уже подкрался совсем близко к музыкантам, желая расслышать голос даже самых невзрачных перкуссионных инструментов.
«Лиц» оркестра я не видел — из ямы только время от времени выскакивала палочка дирижера, трясущаяся вместе со скрипящим полом актового помещения. В самые напряженные моменты балетного сюжета меня чрезвычайно волновал звук скрипки. Первой скрипки. Вы только вдумайтесь! Неживой и пустой деревянный инструмент в руках мастера точно оживал! Да, скрипка говорила со мной. Точнее не только она — в один голос с нею и тот, кто ее держал. Короткий корпус со смычком безупречно пересказали мне ту трагичную историю. Я слышал ее тысячу раз, но каждый из них был уникален. А сейчас скрипач, казалось, совсем слил свои мысли и переживания с музыкой Чайковского.
Юноша, сокровенно дорожа этим чувством, пропустил его сквозь себя и донес тайну творчества до своего внимательного слушателя. Все как я и говорил — понять склад души истинного музыканта, преданного своему делу, можно по исполнению им мелодий, пусть даже совсем разных — почерк автора ни -как не скроешь. Это необыкновенное ощущение «понимания» проходило по мне неспешно, вызывая мурашки и учащая сердечные сокращения. Восхищение игрой музыканта взволновало меня, да так, что я начал нервно перекручивать и перенадевать с пальца на палец тоненькое серебристое кольцо -что-то вроде семейной реликвии, приносящей мне удачу по старым суевериям. Одно неуклюжее движение, скользь! И плетеное колечко летит куда-то далеко от меня, вниз, в оркестровую яму, а затем, прокатившись кокетливо по досочкам, соскакивает в пустоту.
Eго побег совпал с последней нотой. Кольцо точно все подстроило специально! Но как оно могло так меня подставить? Выставляет хозяина полнейшим растяпой! Врывается в храм музыки!
Мои безмолвные возмущения и беспокойные попытки отыскать колечко и в партере, под сидениями, и внизу, в яме, заметил оркестр. Серьезные женщины и мужчины повеселели, глядя на эти почти точно карикатурные переживания, пока полюбившийся мне скрипач рассматривал наглого беглеца в приглушенном свете старых прожекторов. Как глупо все вышло! Колечко приземлилось ему прямо на идеально лакированный ботинок. Лучезарно улыбаясь, он при -поднялся из ямы и бережно передал мне, раскрасневшемуся от абсурдности ситуации, своими тонкими «музыкальными» пальцами кольцо со словами: «Должно быть, ваше, ко мне убежало».
Вспоминая эту нелепую ситуацию, я чувствую, что мне всегда становится теплее, даже если на дворе снежная буря. Все потому, что я отчетливо записал у себя в памяти то невероятное преображение себя, хмурого юноши, в светлое вдохновение во плоти. Ах, музыка, что же ты делаешь с людьми?!
И сейчас, читатель мой, я уже совсем не сержусь на свое «оркестровое» кольцо. Я наконец понял: будь я на его месте, то непременно попытался бы тоже навсегда затеряться в оркестровой яме — волшебной кафедре, с которой искусные музыканты-профессора и по сей день учат слушателя любить жизнь и восторгаться настоящим искусством!
***
Милена Гузь, 14 лет
Кот из сна
Я открываю глаза. Темно, еще рано. Встаю и подхожу к окну. Да, рано. Небо на востоке даже не порозовело. Луна висит в темной пучине неба и моргает. Рядом с окном растет дерево, его прямая веточка поднимается вертикально — прямо к бледно-желтой луне. Веточка перечеркивает белое пятно тонким штрихом. Из-за этой веточки кажется, что это не луна, а бледный и холодный кошачий глаз.
На меня нахлынули воспоминания о моем недавнем сне.
Коты. Они сражались, нападали друг на друга, отступали, потом снова сцеплялись в драке. Я стояла посреди этого хаоса, у моих ног сшибались и разлетались в стороны окровавленные, исцарапанные, злые коты. Я закричала, пытаясь их отогнать, но сквозь стоящие вокруг визг, вопли и вой не было слышно моего голоса. Я с силой отрывала их друг от друга, пытаясь остановить битву. Но котов было слишком много.
Вдруг среди сражающихся вспыхнула ярко-рыжая шерсть. Крупный зверь, покрытый боевыми царапинами, бежал ко мне, по пути отбиваясь от нападавших на него. Рыжий подошел ко мне и ласково потерся о мои ноги. Он приподнялся и скользнул рыжей макушкой по моей ладони. Я улыбнулась, присела на корточки, и кот сразу же начал барабанить передними лапами по моим коленям. Я встала, держа кота в объятиях. Он мурчал, как маленький мощный тракторчик. Я осторожно вынесла рыжего из битвы и понесла к себе домой. Сон.
Вдруг кто-то наяву забарабанил мягкими лапками по моим коленкам. Я наклонилась и с удивлением обнаружила у себя в комнате вполне реального рыжего кота из сна. Он был абсолютно таким же, как мне снилось. Таким же крупным, поджарым, мускулистым, покрытым грозными боевыми отметинами, с такими же добрыми зелеными глазами. Это был точно он, но… здесь.
Откуда? Я не держу кошек, хотя люблю их. Рыжий кот шлепнул меня пушистым рыжим, как у лисы, хвостом. Я поняла, что он хочет есть. Насыпав в миску (она хранилась у меня на всякий случай) корм для кошек (лежавший у меня также про запас), я стала наблюдать, как кот ест. Это бы объяснило его происхождение.
Кот ел аккуратно, не заглатывая, а тщательно прожевывая. Я поняла: кот раньше жил в лесу и питался тем, что сам поймает. Лесная дичь — не корм для кошек. В ней есть мелкие кости, сухожилия, хрящи. Лесные коты всегда тщательно пережевывают пищу.
Кот подъел все дочиста, но не запросил добавки. Голодный, но гордый кот.
Да, я решила оставить его у себя. Почему бы и нет? Живу одна, денег на корм хватит, любви и времени тоже. Но есть одно «но». У кота до сих пор нет имени.
Котик напомнил мне одного персонажа из когда-то любимой книги. Я решила назвать его Огнегриво.
Не буду возить его к ветеринару. После недолгого осмотра я как опытный котовед установила, что здоровье рыжего в порядке. Кастрировать его я не хочу. Пусть себе живет. Пусть по городу гуляют рыжие зеленоглазые маленькие сорванцы. Пусть приходят ко мне. Я только «за»!