Несушки в безопасности
По сообщению газеты «Коммерсантъ», Росптицесоюз, объединяющий свыше 250 отраслевых организаций, выступил с просьбой запретить разведение домашней птицы на частных участках.
Крупные производители опасаются, что повсеместное разведение куриц, индеек и других птиц грозит эпидемией на предприятиях, и как следствие — сокращением производства. Примером тому служит Боровская птицефабрика, которая — при огромных вложениях на биозащиту! — до сих пор стремится выйти на прежние объемы после вспышки птичьего гриппа, из-за которой пришлось уничтожить порядка 4 миллионов кур, 100 тонн яиц и свыше 6 тысяч тонн биоматериалов.
В числе аргументов звучит, что «дачные» птицы больше контактируют с дикими, корм не проходит проверку, происхождение сомнительно. Соблюдение дачниками ветеринарных норм тоже держится на честном слове.
Тем не менее, закон все-таки обязывает частников соблюдать ветеринарные и санитарно-эпидемиологические нормы, а мясо использовать только для собственных нужд (для продажи требуется разрешение, которое привязано к куда более строгим правилам и проверкам). Так как же частники следят за здоровьем несушек?
— Мы с мужем начали разводить птицу семь лет назад, — рассказывает Eлена Васильевна, — когда переехали в частный дом. Я уже имела кое-какое представление об этом, так как все детство провела в деревне, где у бабушки было большое поголовье. Из деревенского опыта вынесла, что о птичьих эпидемиях никто особо не беспокоился тогда: уборка в курятнике -по настроению, а лечение заболеваний — народными средствами типа лукового сока и шелухи. А мясом и яйцами никто не травился. Но даже я помню, как несколько раз от инфекции вымирало почти все поголовье. Поэтому мы для себя сразу решили, что будем все делать по современным стандартам, хотя и держим птицу только для собственных нужд.
Начали с обустройства помещения. Распространенная ошибка -держать всех птиц в одном загоне. Для кур и индеек нужны разные сараи, а петухи, несушки и цыплята должны быть разделены загородками. Крупные особи могут нанести травмы (переломы и открытые раны), которые под оперением трудно заметить, а это ведет к инфекциям. Хозяева сделали помещения закрытыми — для ограничения контакта с перелетными птицами и другой живностью (например, грызунами).
Важное правило — постоянная уборка и обработка помещений. Однажды муж Eлены купил в зоомагазине средство для дезинфекции, а через несколько дней почти вся птица вымерла. В чем была причина, они до сих пор не знают, но с того момента усвоили, что подбирать препараты нужно вместе с ветеринаром, которого, к слову, регулярно приглашают для осмотра поголовья.
— После той истории у нас было только одно крупное происшествие — птичий грипп. Не распознав болезнь, мы не изолировали больного петуха и тем нарушили главное правило: при малейшем отклонении изолировать птицу, а уж потом разбираться, что с ней не так. С цыплятами это не сработает, у них болезни распространяются молниеносно. Часть заболеваний мы уже сами можем распознать по очевидным симптомам, а если остаются вопросы — вызываем ветеринара. Это даже не столько для лечения, сколько для понимания, в опасности ли другие птицы и можно ли есть это мясо. При птичьем гриппе, например, нельзя, — поясняет Eлена.
Женщина признается, что среди ее знакомых птицеводов не все придерживаются таких строгих правил. Постоянно сотрудничает с ветеринаром вообще она одна.
— С одной стороны, я понимаю опасения крупных производителей птицы. Не могу сказать, что иметь собственное хозяйство дешевле, чем покупать мясо и яйца в супермаркете, так что было бы неправильным всем предложить вести свое хозяйство. Птицефабрики занимаются важным делом — кормят людей, так что справедливо учитывать и их интересы. С другой стороны, люди веками разводили птиц, и ничего страшного не происходило. Я рада, что разрешили разводить кур на дачных участках, у людей должен быть выбор: покупать или выращивать самим. Хотя мне и понятны претензии производителей, было бы несправедливо все запретить. Решение мне видится в контроле: пусть все, кто заводит куриц, дают о себе знать в какую-нибудь комиссию, которая будет контролировать соблюдение норм, прописанных в законе. При этом они могли бы не только требовать, но и помогать рекомендациями и консультациями, — считает Eлена Васильевна.
***
фото: