Экскурсия в детство
Театр начинается с вешалки, а наш театр кукол — с деревянного теремка. Здесь же вчера начала экскурсию по театру заслуженная артистка РФ Зинаида Береговая.
Знаете, когда возник театр, спросила Зинаида Николаевна своих экскурсантов-гидов, участников программы областного благотворительного фонда «Старшее поколение». На предположительное «давно» актриса уверенно продолжила: в 1945 году взрослые жители города решили, что детям нужно вернуть детство. Но открыли только 1972 году. До этого он ютился то в маленькой комнатке при драмтеатре, то в заброшенном детском саду. Актеры выживали, как могли. Когда была объявлена комсомольская стройка, сюда на субботники собиралось много народу.
Сделали теремок — решили пойти дальше. Молодые люди хотели, чтобы у детей все было настоящее. Тогда в здание решили привезти настоящий дуб. В тюменских лесах дуба не нашлось, но отыскалась кряжистая сосна. Самым сложным оказалось доставить дерево в театр. Eго распилили и заново соединили, посадив на стержень. Дерево сразу вписалось в интерьер. Сейчас под ним искусственное покрытие, напоминающее траву, а раньше был настоящий мох. Дуб — посадили, золотую цепь — повесили. Не хватало только кота, что «ходит по цепи кругом». С котом дубу долго не везло, пока бутафоры не угадали наконец и с цветом, и с размером. «Кот вписался идеально, казалось, что он здесь был всегда», — поделилась Зинаида Береговая.
И панно в фойе делали всем миром. Эскиз выбирали с помощью детских рисунков: обратились к детям по радио с просьбой нарисовать и прислать. А уж потом художники-керамисты создали на основе этих рисунков и пионеров, и космонавтов, и моряков.
Куклы, которые когда-то играли на этой сцене, сейчас стоят в витринах. Куклы бывают разных видов, продолжила рассказ Зинаида Береговая. Перчаточные куклы надеваются на руку, как перчатки — отсюда и название. Ими актеры управляют из-за ширмы. Таких кукол хорошо воспринимают маленькие зрители. Eще есть планшетные — с ними актеру прятаться не приходится: он стоит позади куклы или рядом с ней. Одну такую куклу обычно ведут два, а иногда и три актера: каждый отвечает за свою часть куклы. Eще есть куклы на потыках, или на палочках: самые удобные для работы. Самые редкие — тростевые куклы. К рукам куклы крепятся деревянные или проволочные трости, с их помощью кукла может двигаться.
— Такие куклы хороши для романтических сказок, — говорит Зинаида Береговая, — она может закрыть лицо руками, будто плачет; может прижать руки к груди. В руках хорошего актера любая кукла оживает, становится полноценным действующим лицом спектакля.
***
фото: Светлана Ерофеева, Зинаида Береговая и Ольга Димитрова.