Обреченный на критику
После выхода трилогии Питера Джексона «Властелин колец» фанатов мира Средиземья стало так много, что труды Толкиена прямо-таки лакомый кусочек для продюсеров. Другой вопрос, что поклонники хоть и мечтали о возвращении в полюбившуюся вселенную, встретили новость о сериале «Властелин колец: кольца власти» от Amazon, мягко говоря, в штыки.
Жесточайшей критике подвергалась малейшая деталь еще задолго до выхода сериала. Одно только название чего стоит — ну, согласитесь, масло масляное. Конечно, Питер Джексон в первой части «Братство кольца», которая вышла в 1999 году, поднял планку очень высоко, а состязаться с гениями -тяжкий труд, на который создатели сериала пошли с радостью, прекрасно понимая, что черный пиар — тоже пиар, и рейтинги в любом случае будут заоблачными.
Нельзя не отметить и другой воинственный лагерь — фанатов книг, от которых в свое время досталось и Джексону. Угодить этим людям невозможно априори, как и невозможно снять кино, учтя каждую деталь книги. Как бы ни хотелось этого зрителям, нужно понимать, что визуальная и словесная информация воспринимаются совершенно по-разному, а значит, корректировки в сценарии неизбежны. Видимо, понимая, что негатив неизбежен, создатели сериала пошли ва-банк и сразу объявили, что сценарий написан по мотивам произведений Толкиена. Тем более что еще на момент приобретения авторских прав «Tolkien Estate» поставили условие, что проект не станет продолжением кинотрилогий «Властелин колец» и «Хоббит». Соответственно, канона было ждать бессмысленно, но это, конечно, не остановило фанатов.
Сериал основан на приложениях к «Властелину колец», которые включают описание событий второй эпохи Средиземья, и представляет собой смесь «Сильмариллиона» (сборник мифов и легенд Средиземья, описывающих с точки зрения Валар и эльфов историю Арды с момента ее сотворения; издан после смерти автора его сыном), неопубликованных рассказов Толкиена и фантазии авторов. Последнее, конечно, преобладает, потому что, будучи знакомой с трудами писателя, могу сказать, что от канона там остались только названия местностей и имена героев.
Eсли вы хотите по достоинству оценить сериал, то отложите книги и воспринимайте его как самостоятельное произведение. Отдельно хочется отдать дань режиссеру за то, что сериал избавляет от необходимости постоянно лезть в первоисточники, чтобы понять, кто есть кто. Авторы достаточно размеренно ведут линии персонажей, не перегружая головы зрителей.
Ради чего сериал точно стоит посмотреть, так это ради визуальной составляющей. Создатели Джон Д. Пейн и Патрик Маккей пошли по стопам Питера Джексона и отказались от неоправданной компьютерной графики. Перед гримерами я просто снимаю шляпу — орки вышли выше всех похвал. Декорации, костюмы, свет, монтаж — команда у режиссеров шикарная и спорить с этим сложно.
Перед актерами задача стояла крайне сложная, опять же, в силу слишком удачного актерского состава оригинальной трилогии. Морфидд Кларк и Роберту Арамайо, играющим Галадриэль и Элронда, вообще не позавидуешь, ведь до них с этими персонажами работали Кейт Бланшетт и Хьюго Уивинг. Справились они, на мой взгляд, достойно, хотя до предшественников, увы, не дотягивают.
Отдельная тема — темнокожие эльфы. Наверно, это каноническое отступление возмутило абсолютно всех. Как же так, эльфы ведь вполне четко прописаны Толкиеном, и темнокожих там быть не могло? Вот тут мне хочется задать вопрос: как вообще можно рассуждать о том, что быть могло или не могло, когда речь идет о фэнтези?
Подытожу: сериал во всех смыслах обошел мои ожидания. Хорошие актеры, неплохая идея, сценарий и достойная визуализация.