X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Гриндером по острию ножа

Кто из нас не приносил затупившиеся коньки в мастерскую или сам дома не переворачивал старые бабушкины тарелки, чтобы заточить кухонный нож, если точильного камня под рукой не оказалось? Но в каждой простой на первый взгляд вещи кроется целое искусство. Так и с заточкой: простое бытовое дело, а требует мастерства.

Эдуард Братыкин — мастер точильного дела в центре профессиональной заточки Z-Tochka. Сначала он был подмастерьем заточника, который проходил обучение в Самаре, а потом, считает, и превзошел учителя. С 2018 года постигает тонкости сам — у точильного станка. Без защиты в этом деле никуда: обязательно надевать очки, чтобы искры не прилетели в глаз, а иногда и щиток — дыхательные пути поберечь тоже лишним не будет. Сам Эдуард у офтальмолога в хирургическом отделении был не раз — издержки профессии.

Опасных машин в мастерской с десяток — все предназначены для разного. Например, гриндер — это только первый этап. Здесь изделие первично обработают, подберут нужную обойму и под определенным углом доведут до ума. Потом работа переносится на соседний станок — отполировать. Завершающим этапом становится проверка на остроту. К примеру, для проверки ножниц на стене висят натуральные мех и волосы.

Все оборудование требует ухода; раз в год его разбирают и чистят, ибо стоит оно немало, а прослужить должно долго.

Эдуард рассказывает, что спрос на его услуги носит сезонный характер.

— Осенью, в сезон заготовок, горожане несут кухонные ножи, мясорубки, топоры. Весна — сезон цепей, тяпок, лопат и всего прочего для огорода. Зима, соответственно, это заточка коньков, — перечисляет Братыкин. — А вчера мне позвонили с просьбой заточить катану (длинный японский меч) — такое тоже реализуемо. Но самое тяжелое — заточка опасной бритвы. На ее обработку может уйти до четырех часов.

В мастерской наточить можно все. Отказались только от заточки кусачек и маникюрных ножниц, потому что работа ювелирная, а станок импортный и детали для него найти в сегодняшних условиях не представляется возможным.

Eсть в мастерской и угломер. Чем острее угол заточки, тем острее изделие. Но и затупится оно быстрее, добавляет Братыкин. Иногда клиенты просят заточить что-нибудь не для дела, а для красоты -тут уже угол не играет значения.

Сколько изделие прослужит, решит не только заточка, но и материал. По словам мастера, однажды ему принесли настоящий булатный нож, и тут уже пришлось попотеть: несколько слоев металла требуют трудозатрат. Новичку такое не доверишь.

— Однажды при заточке я повредил изделие, а потом покрывал человеку его полную стоимость -24 тысячи рублей, — признается Эдуард. — Все приходит с опытом. Eсли на элементарный кухонный нож в начале точильного дела у меня уходило двадцать минут, то теперь не больше шести, а угол заточки начинаешь чувствовать сам — по памяти рук.

…На улице еще нет снега, а над станками уже висят чьи-то коньки. Точить их будет не Эдуард, а автоматизированный станок. Эдуарда ждет работа, которую пока машины выполнять не могут, а может, и не смогут никогда — выслушать пожелания каждого и выдать качественно заточенное изделие в самый короткий срок.

Анна Ангел

***
фото: Эдуард Братыкин;Ножи для заточки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта