Без знания географии вы нигде
Бывших географов не бывает, подумала я и позвонила Андрею Степанову, уполномоченному по правам ребенка Когда-то он был моим учителем географии — в гимназии № 21.
— Андрей Эдуардович, есть у вас какое-то личное географическое открытие?
— Когда появилась возможность много ездить по районам области, то открытия просто посыпались. Это и озера с пеликанами и поля, полные лебедей, Сладковского и Бердюжского районов. Пейзажи Уватского района. А еще тобольский Нефтехим — я как эконом-географ просто был поражен масштабами. Добавил бы сюда силу места Верхних Аремзян, родины Менделеева, хотя никаких памятников там нет, и дом, где он родился, не сохранился. А еще на месте слияния Пышмы и Туры я стал свидетелем так называемого глаза бури: когда очень сильная гроза бушевала везде, а на самом месте слияния — ясное небо.
…Степанов перечисляет реки и места, загибая пальцы, а потом подходит к обзорной карте юга Тюменской области, которая висит у него в кабинете, берет карандаш и словно указкой водит по ней, показывая старицы Ярковского района, где сам рыбачит.
А я как будто вновь ощущаю себя за партой на уроке географии, но уже получше подготовлена.
— Почему география?
— Я бы не сказал, что это был мой любимый предмет в школе. Скорее, он был интересный. И турслеты у нас в 22-й школе были. А когда потом выбирал куда поступать, увидел у главного корпуса университета большой плакат с перечислением факультетов. И гидрология, и упоминание об охране природы меня впечатлили, и я подал документы. Специальность у меня географ. Преподаватель географии.
Андрей Эдуардович уверяет, что его распределение в 21-ю школу было делом случая. У него как раз тогда родилась вторая дочь, и университетская комиссия по распределению во главе с Куцевым решила не отправлять юного преподавателя и его жену, Наталью, с которой он вместе окончил геофак, на Север.
— Мне было сложно. Я за первый год работы географию узнал намного лучше, чем за пять лет учебы в университете. Мне эти знания нужны были каждый день. И меня многому научили сами ученики. Уровень мотивации и учебной культуры в гимназии точно присутствовал.
Нина Николаевна Мезина, завуч, курировала молодого педагога. Взяла под свою опеку и раз в неделю приходила на урок — проверить, правильно ли выстроен материал. Это же целое искусство: трудные темы должны сменяться легкими. В кабинете географии была препараторская, бог знает, почему она так называлась, там не было никаких препаратов, зато там нашлась рукописная карта шлюпочного похода учеников школы по маршруту Тюмень — Тобольск в 1936 году. Было же время, еще и лыжные походы между городами устраивали. Сейчас страшно себе представить, как бы нынешних детей на морковку вывозили.
А еще, кроме карт, Степанов нашел в препараторской пыльный кинопроектор. В районо брал бобины с фильмами, и потом с учениками смотрел их: как зарождается ветер, или о животных саванны. Была в кабинете географии и коллекция нефти в пробирках. И аквариум. Одного ученика увлек аквариум, а другому понравилось вылить нефть в этот аквариум. Ну то есть главное же увлечь ученика, чтобы каждый нашел себе что-то интересное.
— Как только я пришел работать в школу, первые турслеты проводили прямо во дворе школы. Умудрялись ставить палатку, разводить костер, пережигать ниточку. А со своими классами и кружком юных геологов, который был при школе, мы ходили на Урал, — вспоминает Андрей Эдуардович.
— Сложные темы — это какие?
— Например, 6-7 класс, география материков и океанов, климатические пояса и области Земли. Дело не в том, чтобы объяснить, что они есть, а почему они движутся, и какая связь с Солнцем. Я искал разные варианты, как найти наглядность. Придумал сценку: приглашал к доске самого высокого ученика, он был Солнцем, а из остальных выстраивал климатические области. Самый высокий передвигался, а все передвигались за ним. Eще сложная тема — это масштабы карт. Именно в этой теме я не мог придумать какой-то ход, который бы мотивировал… а потом придумал привести жену, Наталью Валентиновну, преподавать географию младшим классам. А себе оставил старшие, -смеется географ.
Учитель — это профессия, которая очень многое дает. Знания и возможности развивать себя. И свободу творчества. А еще отпуск летом по два месяца, и одна смена была в школе — это плюс.
— Меня все устраивало, сочеталось с увлечениями спортом и природой. Поэтому я никуда и не хотел уходить, хотя, когда я только пришел, Татьяна Борисовна Карандина, замечательный педагог по английскому, увидев меня, сказала: еще один мужчинка на год… Не угадала! — смеясь, говорит Андрей Эдуардович. Он остался в школе на пятнадцать лет. Потом еще 14 преподавал географию в других школах.
— Для чего нужна география сейчас?
— Без географии вы нигде — висела у нас такая фраза в университете. А еще «Все, что можно положить на карту — можно отнести к географии». География дает пространственное мышление. А это уже совсем другое ощущение мира. И интегрирует в себе много предметов. Она дает целостное представление о мире: это и геология — полезные ископаемые, и ландшафт, и вода (реки), и растительность, животный мир и развитие хозяйства и урбанизация, и мы видим, как одно зависит от другого. География эти связи изучает. Без понимания этих связей трудно проектировать и развивать территорию. Я как географ считаю, что можно было бы EГЭ по географии и истории сделать обязательным.
Самые замечательные перспективы у географии сегодня с возможностями компьютерного моделирования. Накладывать одну карту на другую и понимать, почему города образовались именно тут. На физическую наложить карту промышленности, понимая принципы. Это помогает комплексно развивать территории.
Географ, вопреки расхожему мнению — это вовсе не ходячая географическая карта. Этот тот человек, который понимает закономерности связей природы, экономики и населения. Пространственного распространения цивилизации. Очень красивый и информативный предмет. Столько возможностей для открытий, даже каждому из нас в обычной жизни — стоит только выйти из дома.
— Играете в города со своими внуками?
— Со старшим, Андреем, в свое время увлекались этим.
Я уже собираюсь уходить, а Андрей Эдуардович неожиданно спрашивает:
— Вика, какой самый распространенный минерал на Земле?
Надеясь, что он не расслышит, я мямлю: ну может быть соль.
— Вода!
Ну вот, опять у меня двойка.
***
фото: Андрей Степанов.